Хот-хэтч года: Ford Focus ST


АШ:
Когда в русскую редакцию Top Gear из редакции британской пришло письмо с просьбой помочь со съемкой в Москве и окрестностях, мы собрались показать коллегам Россию без Ленина, живописно-совковой разрухи и золотых куполов. Не вышло: они нашу страну без этого не идентифицируют. А уж повлиять на дорожные манеры соотечественников мы не могли тем более – количество аварий на наших дорогах поразило англичан до глубины души. Потому и текст у Мэтта вышел таким, каким меньше всего хотелось бы его видеть нам. Но что поделаешь – это взгляд с их стороны. Отчасти варварский, но и местами верный.

МД: Мужик только что чуть не погиб под огромной фурой. Ледяное спокойствие, с которым он выползает из смятых в гармошку “жигулей”, поражает. Поднявшись, он отряхивает треники, хлопает по карманам куртки и выуживает звонящий мобильник. Дальнобойщик, который въехал “пятерке” в зад, предсказуемо не вписавшись в поворот на скользком перекрестке, видит, что потерпевший говорит по телефону, достает журнал и начинает его листать...

Это худшее ДТП из тех, что я видел. Хуже предыдущего, когда не поделили поворот Mitsubishi и Honda, которое в свою очередь перещеголяло встречу “Жигулей” с фонарным столбом за 10 минут до того. Я гляжу на других водителей рядом и поражаюсь: никто и ухом не ведет. Один мужик барабанит пальцами в такт техно, рядом в Q7 женщина наводит марафет.

 

 

Вы уже поняли, что это не обычное чествование Хот-хэтча Года. Во-первых, потому, что мы не любим “как обычно”. А во-вторых, потому, что мы в Москве. Дороги здесь похожи на стиральную доску: не убьешься, так опоздаешь. Уровень водительского мастерства – от никакого до смертельно опасного. И мешанина автомобилей: от суперпремиума до советских рыдванов. И это самый путаный город в мире (прости, итальянский Лечче). Где же еще нам проверять универсал Focus ST на универсальность?

Синий овал – давний символ капитализма, а сама фирма в России вовсе не новичок. Ford – первая иностранная компания, которая развернула в СССР свое производство. Это случилось в лохматом 1929 году: соглашение с советским правительством было подписано в мае. Завод построили в Нижнем Новгороде, в 400 км к востоку от Москвы.

 

 

Первый автомобиль, похожий на Model A, сошел с конвейера 1 января 1932 года с эмблемами НАЗ (Нижегородского автомобильного завода) и Ford. А через 80 лет, в течение которых успел фундаментально смениться режим, новый завод в Санкт-Петербурге выпускает по 125 000 машин в год. За будущие шесть лет это число должно утроиться. Focus – бестселлер среди собираемых в России иномарок. Даже несмотря на то, что версию ST собирают в Германии, этот автомобиль – символ новой, состоятельной России. Страны, жителям которой нужен уже не просто новый универсал, а чтоб с сиденьями-ковшами и для быстрой езды. Мы с фотографом зажигать не собираемся. Мы видим, что всем наплевать на огромную аварию на М4 – на одной из семи главных магистралей, выходящих из Москвы. И отправляемся посмотреть старую Россию, где дороги пусты, а мужики свирепы. Всего в 10 км от трассы признаки цивилизации исчезают бесследно. Не считая звенящего рева ST, тишина гробовая. Я вижу собаку, которая совершенно неподвижно стоит посреди поля, хищно вглядываясь в березовый лесок. Странная картина.

 

 

 

Щадя наши задницы, я сбавляю скорость до 80 км/ч, но это все равно быстро: будь я за рулем более серьезного, жесткого и низкого хот-хэтча вроде Megane RS, я бы решился только на треть этой скорости. Для такой шустрой в поворотах машины ход у ST безупречен. Да, у него нет дорогой подвески, как у предшественника, кренится он больше, чем хотелось бы, и ощутимо подруливает. Но в этих недостатках проявляется характер – единственное спасение от суровой действительности.

 

«ВОТ ТУТ Я ВСПОМНИЛ, ЧТО РАЗГОН ДО СОТНИ ЗАНИМАЕТ ВСЕГО 6,5 С»

 

Мы спрыгиваем на свежий асфальт. И вот тут я вспоминаю, что универсал ST – быстрая машина. Как и хэтч, он оснащен 2-литровым 4-цилиндровым турбомотором, и несмотря на относительно небольшой довесок в 24 кг (а багажник у него, не забывайте, на 174 литра больше), разгон до сотни занимает те же 6,5 с. Турбина вступает на 1500 оборотах и до потолка в 6800 об/мин давление постепенно нарастает. Мимо одинокого ветхого дома, грузовика и проститутки на обочине мы пролетаем со свистом.

 

 

Как только хороший асфальт заканчивается, начинается изумительно советский городской пейзаж. Статуя Ленина приветствует нас традиционно вытянутой вперед рукой. За истуканом – заросшая, фантастически широкая площадь, колоссальный стадион и несколько высоток. Такая доза коммунизма раздражает, и наш яркий быстрый “фордик” чувствует себя здесь неуютно. А вот, кстати, и еще один “хот-хэтч” – брошенный Opel Kadett E с аляповатыми стикерами “GSi”.

Еду обратно в Москву кружным путем, чтобы захватить как можно больше неизвестных навигации дорог. Одна из них приводит к арке с головой орла и сторожевыми будками по бокам. Километра через полтора я понимаю, что это было предупреждение об отрезке убитого насмерть асфальта с ямами и глубокими колеями, который дорогой и назвать-то нельзя. Даже ST не может проехать по этому. Отступаю на чуть менее жуткую трассу, на которую можно было свернуть километром раньше: неудивительно, что внедорожники в России – самый ходовой товар.

 

 

Но и здесь ST небесполезен. Тут достаточно хороших дорог, чтобы раскрылась его ошеломляющая… добротность. Ближе к Москве, на пригородных дорогах с широкими поворотами я крепче сжимаю руль и все смелее закладываю виражи. Несмотря на грубый протектор зимних шин, этот переднеприводный 250-сильный “сарай” без механического дифференциала даже не думает скользить передком. Это конечно, не официальный тест, но на сырой дороге он цепляется за асфальт в повороте до тех пор, пока лицо фотографа не распластывается по стеклу пассажирского окна.

 

«НЕСМОТРЯ НА ГРУБЫЙ ПРОТЕКТОР ШИН, ST НЕ ПЛУЖИТ В ПОВОРОТАХ»

 

На горизонте медленно вырастает Москва, поток густеет. Проползаем аварию с фурой с логотипом английского супермаркета Waitrose, и я забываю, где я. Движение адское. Но ST – прекрасен. Ковши Recaro обнимают, а инфотейнмент в топ-комплектации, пусть и жутко дорогущий, впечатляет богатством функций.

 

 

Поток помчался так же быстро, как встал. Мы едем на встречу с пожилыми экспатами. Двадцать лет назад Сергей Куркин и Екатерина Кириллова начали собирать по России классические американские машины – большей частью привезенные из-за границы чиновниками высшего эшелона. Делают они это, по-моему, просто ради удовольствия. Смекалистые механики выкидывали мертвые моторы и ставили вместо них советские (как вам 55-сильный Mustang?). Здесь собрано около сотни автоэкспатов глубоко пенсионного возраста, в том числе штук двадцать “фордов”. И все это – под сомнительным предлогом “сохранения”.

 

 

Мы радостно лазаем по этой свалке целый час, но темнеет быстро – пора возвращаться в Москву, смотреть на другие четырехколесные достопримечательности.

Все время, пока езжу на ST и пока общаюсь с ребятами из российского хот-хэтч клуба, меня не покидает ощущение, что ST-универсал – машина для страстных фанатов. Поэтому я с удивлением выслушиваю упрек: “Неправильная тачка: никто не поймет, что с тобой можно гоняться”. И только один член клуба оценивает универсал по достоинству – его зовут Коля, и у него вторая лучшая машина на этой парковке, Megane RS.

 

«НЕ СЧИТАЯ ЗВЕНЯЩЕГО ГУЛА ВПУСКА И ВЫХЛОПА, ТИШИНА ПОЛНЕЙШАЯ»

 

“Волк в овечьей шкуре – вот как мы такие называем. И вещи на дачу отвезти, и погонять можно”. Вот за эти слова можно и прокатить на пассажирском сиденье.“Мотор звучит отлично, лучше, чем у многих”. Очевидно, что отсутствие одного цилиндра, бывшего у предшественника, горе небольшое. И то, что рев выхлопа отлично слышен в салоне, тоже неплохо.

 

 

Хотя бы здесь ST чувствует себя в своей тарелке. Прекрасно откалиброванная машина – когда позволяют условия, не остается ничего, кроме непринужденного и ровного разгона, комфорта, острого руля и провоцирующей управляемости. Этот универсал сочетает в себе лучшее из многих ниш. Он не идеален – не прирожденный талант, как Megane RS, и не самоуверенный “немец”, как Golf GTI, – но свое дело он делает безупречно.

Прошлепав по брусчатке Красной площади, мимо Кремля и сахарных луковок Василия Блаженного, я покидаю Москву. Размышляя о том, что универсал ST – и правда машина под любое настроение, поездку или дорогу, я слышу грохот и вижу последствия очередного, самого страшного ДТП. Что ж, пора оставить Хот-хэтч Года один на один с Россией. Пусть постоит за себя сам…

 


Читайте также

В России начали принимать заказы на новый Mini John Cooper Works GP

Компания Mini обнародовала технические данные нового "горячего" хэтчбека John Cooper Works GP, который до 9 сентября можно увидеть на Московском автосалоне. Оснащенный 218-сильным турбомотором хотхэтч встанет на конвейер уже в этом году, но будет выпущен ограниченным тиражом.


Российский автопром возвращается к прозводству после каникул

Автомобильные заводы в России запускают свои конвейеры после зимних каникул. Два предприятия Ford и GM уже приступили к работе с сегодняшнего дня. Также будет запущено производство на АвтоВАЗе, где за время новогодних праздников прошла реконструкция производства.


Швейцарский электромобиль разогнался до 100 км/ч за 1,7 с

Объединенный коллектив 30 студентов из двух швейцарских университетов в рамках международного проекта Formula SAE построил спорткар, претендующий на звание рекордсмена не только среди электромобилей: студенческий болид оказался динамичнее Bugatti Veyron.


Выбираем автохолодильник

Без автохолодильника не обойтись когда нужно сохранить продукты охлажденными и свежими, собираясь в путешествие, на пикник или же просто в жаркую погоду, простаивая время в пробках мегаполисов.