Неделя платных парковок: что происходит на самом деле

С 1 июня внутри Бульварного кольца в Москве можно припарковаться только за деньги. АвтоВести выяснили, как теперь выглядят переулки и бульвары, где раньше автомобили парковались в два, а то и в три ряда. Поделились своим мнением и водители, которые пользуются платной парковкой в центре столицы.

Эффект от превращения всех парковок внутри Бульварного кольца в платные, по словам представителей мэрии Москвы, оказался впечатляющим. Уже в середине июня были озвучены конкретные цифры: собрано 25 миллионов рублей, в среднем каждый день в пределы Бульварного кольца стало приезжать на четверть меньше машин, а загруженность парковок упала со 150% (если считать припаркованные с нарушениями автомобили) до 60%. Если верить этим цифрам, то 1 июня - чуть ли не историческая дата, после которой центр столицы зажил по-новому. АвтоВести решили разведать обстановку и своими глазами увидеть, как работает система платных парковок, и что думают об этом столичные водители.

Въехать по главной улице Москвы - Тверской - в пределы Бульварного кольца и не заметить знаки, оповещающие о начале зоны платной парковки, невозможно. Да и на других улицах внимание сразу же привлекают большие информационные щиты с инструкциями по оплате и номером для отправки SMS. Отговорка "не знал" уже не прокатит. Поставил машину и не заплатил – жди штраф в 3 тысячи рублей от патрулирующего территорию "паркона" (сканирующего устройства, установленного на лобовом стекле регулярно объезжающей вверенную территорию машины).

Перемены очевидны. Там, где раньше парковались в два, а то и в три ряда на пресловутой аварийке, стояли в пробках из-за раскорячившихся поперек дороги "Мерседесов", теперь царит порядок. Вдоль тротуара Тверского бульвара стоит несколько машин - там, где еще несколько недель назад могло стоять несколько десятков. Нетрудно заметить, что до 60 % отведенных под платную парковку мест свободны. И это в р

Типичная картина для центра Москвы в обед буднего дня: в зоне бесплатной стоянки все места заняты. Стоит одной из машин уехать - освободившееся пространство будет пустовать лишь считанные секунды.

Короткая прогулка по зоне платной парковки показала, что "пользователей" сейчас можно поделить на два типа. Первый – честные горожане. Чаще всего это так называемый средний класс на не самых дорогих, ценой не выше полутора миллионов машинах. Люди это вежливые, интеллигентного вида - и законопослушные. Вот, например, пузатенький Fiat паркуется там, где платная зона заканчивается  - но уже начинается пешеходный переход. Водитель приятного вида оглядывается по сторонам и никак не решается отойти от автомобиля: "Не знаю, засечет паркон или нет - нехорошо как-то встал: то ли в платной зоне, то ли нет... Лучше перепаркуюсь и заплачу за час - все равно ненадолго".

По соседству паркуется старенькая Opel Astra. Водитель направляется прямо к паркомату, на ходу вынимая из кошелька банковскую карточку: "А что делать? Если приходится платить - будем платить. Такой нынче порядок". 

А вот зона платной парковки внутри Бульварного кольца: есть где оставить машину, да и по бульвару автомобили едут, а не стоят в пробке.

На другой стороне бульвара пожилой охранник одного из ресторанов русской кухни сразу же подхватывает тему - мол, платная парковка изменила жизнь к лучшему: "Пробок нет, свободных мест полно, посмотрите - почти вся полоса свободна, а раньше все было забито. Наши постоянные клиенты, правда, жалуются, что парковочные карты купить негде. Говорят, карты нигде не продаются".

Постепенно складывается впечатление, что это не Москва. Перед нами - настоящий европейский город, где и на улицах число, и люди вежливые. Главное - не заглядывать на улицы, которые находятся рядом, но уже за пределами Бульварного кольца. Там парковка по-прежнему бесплатная, патрули с "парконами" ездят не так часто. Поэтому и порядки царят прежние. Похоже, из-за этого так велика разница между двумя сторонами бульвара. Если на внутренней порядок, то на внешней немало тех, кто живет прошлым: в частности, многие машины (без водителей внутри) стоят на аварийке. То ли предупреждают, что водитель отошел ненадолго, то ли отпугивают "парконы" - но их владельцы за стоянку явно не заплатили.

Несложные вопросы вроде "А разрешена ли парковка там, где Вы оставили машину?" или "Что означает эта желтая разметка?" могут ввести хозяев таких машин в нешуточный ступор.

Но наряду с законопослушными пользователями есть и те, кто руководствуется нехитрой логикой: еду как хочу, паркуюсь где хочу, штрафы имею в виду? Образцовые представители этой группы - коренастые мужички на дорогих иномарках в мешковатых клетчатых рубашках и с бросающимися в глаза золотыми цепочками. Казалось бы, деньги на оплату парковки у них есть, но что-то в душевной организации этих людей протестует против порядка.

Вот огромный черный Range Rover Sport припарковался прямо под вывеской с инструкцией по оплате парковки. Водитель, сильно морща лицо и активно жестикулируя, объясняет, что к нему претензий быть не должно: "Я за парковку не платил и не буду. А зачем? Штраф? Ну, и что? Пусть присылают - заплачу. Что я нарушаю? Правила парковки? А кто сказал, что я не могу тут парковаться? Не нравится - пусть штрафуют. Какие проблемы?" Золотая цепочка в такт возмущенной речи подрагивала на груди. Объяснить этому человеку, что правила изменились, что до штрафа дело не дойдет, если сподобиться на недалекий поход к банкомату, не представлялось возможным.

Те, кто "не знает" об изменившихся правилах парковки внутри Бульварного кольца, обычно также "не в курсе" запрета на стоянку на тротуаре или пешеходном переходе.

Водитель стоявшего поблизости "Мерседеса" S-класса также не в курсе изменений в правилах: "А разве здесь платно? Да? А я и не знал. Паркуюсь везде, хотя в самом центре стараюсь не стоять. В основном не на улице, а в подземных паркингах". Видимо, постоянным клиентам подземных паркингов положены нешуточные льготы: "немец" залез разом и на тротуар, и на пешеходный переход. Недолгая дискуссия о правилах и совести заканчивается всепримиряющим: "Придет штраф - оплатим", - говорит водитель, с виду особо не переживая за свой кошелек. Но звучит эта типовая фраза неубедительно: складывается впечатление, что эти люди не почешутся, пока их за пару дней до Нового года не тормознут на паспортном контроле и не дадут провести пару недель в Таиланде.

Отдельная категория - те, кто пошедшие на уплату штрафов деньги может не считать, ибо деньги эти - не свои. Таким все равно, в какой именно точке наплевать на правила и законы - внутри Бульварного кольца или снаружи, в зоне платной парковки или там, где стоянка ограничена привычными знаками с красным крестом на синем фоне. Вот BMW седьмой серии стоит на аварийке вторым рядом: "Где мне говорят встать - там и встаю. Я просто водитель. И в зонах платной парковки стою, если прикажут. Но не плачу никогда. Штрафы? Меня это не касается - не мне же приходят". Тут же идут нарекания - мол, система не работает: SMS не работает, карты купить негде. Но источник компромата - не собственный опыт, а слова "знакомых ребят".

Впрочем, босс боссу рознь. У здания Пенсионного фонда припаркована черная "Ауди" с "красивым" номером. Подозрение возникает сразу же, но оказывается беспочвенным: "Я через портал в интернете оплатил, у меня на телефоне специальное приложение стоит. Семнадцать минут стоим, а оплатил за час - как положено", - рапортует водитель. На этих словах к машине подходит европейского вида чиновник – в возрасте, но подтянутый, с прямой спиной и широкой белозубой улыбкой: "Парковку оплачиваем. Всегда. Как можно не платить?" Вот если бы все задавали такой вопрос независимо от уровня дохода и марки машины. 

Информационное обеспечение платных парковок - на достойном уровне. Может не пройти SMS, могут возникнуть трудности с приобретением парковочной карты, но незнанием того, что и как делать, отговориться сложно.

После короткой ревизии оказалось, что система платных парковок в Москве работает. Пока не без сбоев: даже позитивно настроенные люди нередко жалуются на неработающие паркоматы, проблемы с SMS и отсутствие парковочных карт в широкой продаже. Большинство считает, что самый простой способ избавиться от этих проблем - сделать так, чтобы паркоматы принимали наличные деньги.

Рядом с одним из паркоматов стоит мужчина в костюме и с портфелем– высокий, импозантный. Телефон держит у уха, в разоворе нехотя переходит на повышенный тон, постоянно поправляет очки. "Не работает ни хрена, - отвечает на вопросах о причине своего слегка нервного состояния. - Двадцать минут уже потерял. Паркомат неисправен. Звоню вот им - переставлять машину не хочется. Хочешь по-честному сделать, а все через…" Видно, что мужчина сильно расстроен этой необязательной проблемой. 

Проблемы с оплатой парковки возникают периодически. Но ведь раньше проблемы с поиском свободного места возникали гораздо чаще.

Но чтобы настроиться на позитивный лад, достаточно посмотреть по сторонам. Никаких пробок - и инспектору ГИБДД на углу Бульварного кольца с Большой Никитской не приходится регулировать перекресток вручную: все и так едет в нужных направлениях с приличной для буднего дня скоростью. Согласившись ответить на несколько вопросов, страж порядка неожиданно демонстрирует сочувствие к москвичам. Причем ко всем - и к тем, кого достают неконтролируемые скопления машин на бесплатных парковках, и тем, кто не в силах оплачивать стоянку в центре и пересел на общественный транспорт: "Жалко мне людей. И раньше было жалко: пробки, аварии, скандалы, ехали чуть ли не головам. И сейчас жалко: куда всем податься? Пойдете в метро - там дышать нечем, там люди задыхаются в жару... Сделают платную парковку внутри Садового - куда вы все денетесь?" На очевидный вопрос, как же тогда решить транспортную дилемму, инспектор с уверенностью сказал: "У платной парковки должна быть бесплатная альтернатива," - но подробностей сообщить не успел, отправившись проводить воспитательную беседу с очередным нарушителем.

Другие материалы "недели платных парковок":

- Сергей Мариничев, один из руководителей компании-оператора столичных платных парковок озвучивает позицию городских властей
- правозащитник Сергей Канаев предлагает еще более жесткий вариант решения транспортных проблем

Новые материалы "недели платных парковок" читайте на АвтоВестях в четверг и пятницу

Справка АвтоВестей: С 1 июня 2013 года платной стала парковка на всех улицах в пределах Бульварного кольца. Цена одного часа парковки составляет 50 рублей. Оплатить стоянку можно через паркомат с помощью банковской карты или специальной парковочной карты, SMS-сообщением (деньги списываются со счета мобильного телефона), а с недавних пор - и наличными через терминалы сети "Элекснет". Не оплатившим парковку грозит штраф в размере 2 500 рублей, а оставившим машину без номеров - штраф в 5 тысяч рублей. Местные жители могут купить по льготной цене (3 тысячи рублей за год) специальный парковочный абонемент, при этом жители одной квартиры могут получить не больше одного абонемента.


Читайте также

Первые пять электрокаров El Lada отправлены в Кисловодск

С конвейера тольяттинского автозавода сошли первые электромобили, построенные на базе Lada Kalina. Пять экземпляров отправлены в Ставропольский край, где они уже в ближайшее время начнут работать в таксопарке в качестве тестовых экземпляров.


15 способов потратить 800 тысяч

Мы с головой нырнули в пучину автомобильного рынка и извлекли из нее самые интересные варианты для самого среднего бюджета


"АвтоВАЗ" будет оснащать Lada 15-дюймовыми колесами

Российский автогигант "АвтоВАЗ" начал выпуск обновленных рычагов задней подвески для Lada Granta. Новшество позволит штатно устанавливать на отечественные автомобили 15-дюймовые колесные диски. В дальнейшем опция будет доступна для "Калины" и "Приоры".


Европейские цены новых версий S-класса лишь немногим ниже российских

Новый флагманский седан немецкой марки появился в автосалонах европейских стран еще прошлым летом, но тогда в продажу поступили только несколько из запланированных к производству модификаций. Через месяц к ним присоединятся еще четыре версии, две из которых оснащены 12-цилиндровыми двигателями.