День закрытых дверей

Часто ли автопроизводители помогают своим конкурентам создавать новые машины, причем не в рамках очередного альянса? Бывает. Очередной пример — однообъемник Opel Meriva второго поколения, к разработке которого приложили руку специалисты BMW.

–А что в этом особенного? — удивляется инженер Клаус Нюхтер, ответственный за разработку компактных автомобилей Opel. — У нас возникли проблемы с внедрением страхующей электроники для открывающихся в обратную сторону задних дверей, и мы обратились к специалистам BMW, которые разрабатывали Rolls-Royce Phantom.
— Но ведь это ваши конкуренты!
— Вы считаете, что Meriva и Phantom конкуренты? Спасибо за комплимент. А если серьезно, то мы сделали точно такую же двухступенчатую блокировку замков задних дверей. Рядом с внутренней рукояткой отпирания замка расположен чувствительный датчик, который срабатывает, как только пассажир подносит ладонь к рукоятке. Потянул рукоятку — и замок открыт. Но «случайно» такой замок уже не откроется. А на скорости свыше 4 км/ч электрические замки блокируются. Разница лишь в том, что мы используем комплектующие подешевле.

Автоматических доводчиков дверей, как на Фантоме, у Меривы, конечно, нет, но удобные четырехступенчатые фиксаторы позволяют открывать передние и задние двери на разные углы — вплоть до полного «размаха» в 84 градуса

Автоматических доводчиков дверей, как на Фантоме, у Меривы, конечно, нет, но удобные четырехступенчатые фиксаторы позволяют открывать передние и задние двери на разные углы — вплоть до полного «размаха» в 84 градуса

В базовое оснащение входят металлизированные салазки, на которые устанавливается опционный сдвижной подлокотник. Подлокотник можно перемещать: когда он находится в крайнем заднем положении, между направляющими можно разместить папку с бумагами, ноутбук или женскую сумочку. Идея великолепная, но есть и побочный эффект: длинные салазки тянутся прямо к ногам среднего пассажира на заднем сиденье

В базовое оснащение входят металлизированные салазки, на которые устанавливается опционный сдвижной подлокотник. Подлокотник можно перемещать: когда он находится в крайнем заднем положении, между направляющими можно разместить папку с бумагами, ноутбук или женскую сумочку. Идея великолепная, но есть и побочный эффект: длинные салазки тянутся прямо к ногам среднего пассажира на заднем сиденье

Опелевцы в долгу не остались. По их инициативе и при поддержке других производителей удалось протолкнуть на уровне Евросоюза новые сертификационные правила, которые позволяют выпускать машины с такими дверями, — конечно, при наличии комплекса мер безопасности, предотвращающих несанкционированное открывание дверей на ходу. Ведь до сих пор «неправильные» двери были вне закона (их даже называли «суицидными»), поэтому каждый Rolls-Royce Phantom перед отправкой покупателю получал индивидуальный сертификат соответствия — фактически в обход европейских правил. А все прочие машины с распахивающимися против хода задними дверями — Mazda RX-8, Mini Clubman, Honda Element, Toyota FJ Cruiser — имеют зависимые «распашонки»: пока не откроешь переднюю дверь, задняя остается заблокированной.

Принято считать, что небольшие однообъемники пользуются спросом прежде всего у молодых семейных пар, которые не могут позволить себе машину побольше и подороже. Это не совсем так. Яркий пример — Mercedes A-класса. Его действительно разрабатывали с прицелом на молодых покупателей, которые в перспективе могли бы пересесть на Мерседесы посерьезнее. Но к «беби-бенцам» потянулись люди преклонного возраста, которым гораздо удобнее садиться в автомобиль с большим дверным проемом и высокими сиденьями.

Интерьер стал благороднее. Чужеродным кажется лишь угловатый монитор навигационной системы. На дорогих версиях есть раздельный климат-контроль. У передних сидений — самый широкий в классе диапазон регулировок: 240 мм по длине и 60 мм по высоте. Особенно понравились опционные кресла с сертификатом AGR (Aktion Gesunder Rucken e.V., Немецкое общество экспертов по эргономике): великолепный профиль!

Интерьер стал благороднее. Чужеродным кажется лишь угловатый монитор навигационной системы. На дорогих версиях есть раздельный климат-контроль. У передних сидений — самый широкий в классе диапазон регулировок: 240 мм по длине и 60 мм по высоте. Особенно понравились опционные кресла с сертификатом AGR (Aktion Gesunder Rucken e.V., Немецкое общество экспертов по эргономике): великолепный профиль!

Среди покупателей Меривы первого поколения доля людей старшего возраста достигала половины. И меньше их не станет, поскольку теперь садиться назад еще удобнее — недаром же на конных экипажах, да и на многих «вельможных» автомобилях прошлых лет двери открывались против движения! И управляться с трансформируемым задним диваном стало проще. Помню, как в 2003 году во время презентации Меривы первого поколения я возился со сложным механизмом трансформации — ох, намаялся без инструкции! А теперь — один рычажок. Вжик — и сдвинул свою часть сиденья назад. Если сложить и утопить вниз узкую серединку, то «половинки» можно сдвинуть еще сильнее назад — в пространство между колесными арками. Вдвоем — благодать. А коли есть опционная стеклянная крыша — и вовсе кайф.

Приборы, регулируемый по двум направлениям руль, центральная консоль — это все от Астры. «Электроручник» и основа передних сидений — от Инсигнии (материал обивки попроще, а регулировок поменьше). Пластик почти везде мягкий — если не на ощупь, то на вид. Солиднее стала машинка, причем это относится и к ездовым свойствам.

Прежде передний модуль (подвеска, рулевое управление, мотор, коробка передач) был заимствован у Корсы. Возможно, поэтому первая Meriva врезалась в память как вместительный живчик с жесткой, но задорной подвеской, а главным недостатком шасси оказался электрический усилитель руля, который был настроен хуже, чем на Корсе.

В списке опций — фирменная опелевская система для перевозки двух велосипедов. В сложенном состоянии выдвижная консоль прячется под полом багажника (в этом случае вместо запасного колеса предлагается ремкомплект), а на приведение ее в «боевое» положение уходит не больше минуты. В комплекте — дополнительные задние фонари и система фиксации двух великов, а вот дополнительный номерной знак (чтобы не перевешивать его всякий раз) придется заказывать отдельно

В списке опций — фирменная опелевская система для перевозки двух велосипедов. В сложенном состоянии выдвижная консоль прячется под полом багажника (в этом случае вместо запасного колеса предлагается ремкомплект), а на приведение ее в «боевое» положение уходит не больше минуты. В комплекте — дополнительные задние фонари и система фиксации двух великов, а вот дополнительный номерной знак (чтобы не перевешивать его всякий раз) придется заказывать отдельно

Линейка силовых агрегатов — это «маленькие» двигатели мощностью от 75 до 140 л.с. На рисунке — 140-сильный бензиновый турбомотор с интеркулером. Все двигатели отвечают нормам Евро-5, и в России это серьезная проблема: моторам требуется более качественное топливо

Линейка силовых агрегатов — это «маленькие» двигатели мощностью от 75 до 140 л.с. На рисунке — 140-сильный бензиновый турбомотор с интеркулером. Все двигатели отвечают нормам Евро-5, и в России это серьезная проблема: моторам требуется более качественное топливо

Передний модуль со стойками McPherson и задняя полузависимая подвеска — от Зафиры. Но пружины, амортизаторы, стабилизаторы и сайлент-блоки — с иными характеристиками. Специфический механизм трансформации заднего сиденья потребовал переделки центральной части пола

Передний модуль со стойками McPherson и задняя полузависимая подвеска — от Зафиры. Но пружины, амортизаторы, стабилизаторы и сайлент-блоки — с иными характеристиками. Специфический механизм трансформации заднего сиденья потребовал переделки центральной части пола

Теперь Meriva — на платформе Зафиры. Тяжелее на 60 кг, а по габаритам едва не дотягивает до Сценика. Плавность хода, шумоизоляция — гораздо лучше, чем у предшественницы. Но улетучилась легкость, игривость. «Усядемся поудобнее и спокойно доедем до дома».

Конечно, Meriva может ехать и быстро — тем более если, как и у моей машины, под капотом 140-сильный турбомотор. Но ожидаемой агрессии нет вовсе. Отчасти из-за «длинного» ряда трансмиссии: на второй передаче можно разогнаться до 100 км/ч, на третьей — примерно до 140 км/ч, а на четвертой — почти до 190 км/ч!

Позже я пересел на 120-сильную версию. Тоже «турбо» — и тоже «мягкое». Однако разница чувствуется. У 140-сильной версии приятнее настроена педаль газа и чуть больше запас тяги на средних оборотах, что будет кстати при полностью загруженной машине. Но если ездить одному-вдвоем, то и 120 «лошадок» хватит за глаза. Жаль, 120-сильный мотор работает только в паре с пятиступенчатой «механикой», а на автобанных скоростях хочется включить шестую передачу — и мотор работал бы потише, и расход бензина был бы поменьше.

Задние сиденья сделаны по тому же принципу, что и на прежней Мериве: узкую среднюю часть можно сложить и утопить вниз, а боковые кресла сдвинуть назад и к середине. Механизм трансформации новый: управляться с сиденьями стало проще. Продольный ход кресел — 25 см. Съемный передний подлокотник можно переставить на заднее сиденье. В спинках передних сидений — откидные столики

Задние сиденья сделаны по тому же принципу, что и на прежней Мериве: узкую среднюю часть можно сложить и утопить вниз, а боковые кресла сдвинуть назад и к середине. Механизм трансформации новый: управляться с сиденьями стало проще. Продольный ход кресел — 25 см. Съемный передний подлокотник можно переставить на заднее сиденье. В спинках передних сидений — откидные столики

Meriva славно держится в поворотах, уверенно стоит на скоростной прямой, но дистанцируется от водителя: из-за «ватной» в околонулевой зоне баранки ты все время напряжен, постоянно готов к подруливаниям, а потому и расслабиться не можешь. Заимствованный у Зафиры электрогидравлический усилитель рулевого управления (но с иными настройками) — не из образцовых.

Может, базовая версия со 100-сильным атмосферником будет ближе к водителю? Или дизельные машины? Не знаю: нам таких не показали.

В России новая Meriva появится только к концу года — и пока неизвестно, с какими моторами и по каким ценам. А поскольку планов по «русификации» машины нет, то Meriva испанской сборки (ее делают на опелевском заводе в Сарагосе) может оказаться лишь едва дешевле Зафиры, которую собирают на заводе GM под Петербургом. И если случится именно так, то российские покупатели станут гораздо чаще распахивать двери Зафиры — пусть и самые обычные, навешенные на передних петлях.

Паспортные данные

Автомобиль Opel Meriva
Тип кузова 5-дверный хэтчбек
Размеры, мм длина 4288
ширина 1812
высота 1615
колесная база 2644
колея передння/задняя 1488/1509
Модификация 1.4 Turbo (120 л.с.) 1.4 Turbo (140 л.с.) 1.7 CDTi
Число мест 5 5 5
Объем багажника, л 400—1500* 400—1500* 400—1500*
Снаряженная масса, кг 1360 1360 1430
Полная масса, кг 1890 1890 2035
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом бензиновый, с?распределенным впрыском и турбонаддувом дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см? 1364 1364 1686
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 72,5/82,6 72,5/82,6 79,0/86,0
Степень сжатия 9,5:1 9,5:1 18,0:1
Число клапанов 16 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/мин 120/88/4800—6000 140/103/4900—6000 100/74/4000
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 175/1750—4800 200/1850—4900 260/1700—2550
Коробка передач 5-ступенчатая, механическая 6-ступенчатая, механическая 6-ступенчатая, автоматическая
Привод на передние колеса на передние колеса на передние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором
Задняя подвеска полузависимая, пружинная, со стабилизатором полузависимая, пружинная, со стабилизатором полузависимая, пружинная, со стабилизатором
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Диаметр разворота, м 11,06 11,06 11,06
Максимальная скорость, км/ч 188 196 172
Время разгона 0—100 км/ч, с 11,5 10,3 13,9
Расход топлива, л/100 км городской цикл 8,0 8,8 8,6
загородный цикл 5,0 5,4 5,1
смешанный цикл 6,1 6,7 6,4
Выбросы CO?, г/км смешанный цикл 143 156 168
Экологический класс Евро-5 Евро-5 Евро-5
Емкость топливного бака, л 54 54 54
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95 дизтопливо
* Со сложенными задними сиденьями

Scriptio: Максим Кадаков.


Читайте также

Начались российские продажи "горячих" кроссоверов BMW X5 M и X6 M

Российское представительство BMW официально объявило цены на "заряженные" версии кроссоверов X5 и X6. Самым дорогим стало, как водится, кросс-купе, за которое придется выложить как минимум 6 220 000 рублей. Кроме того, у стандартной BMW X6 появилась пара новых комплектаций.


Новый концепт Renault тратит 1 литр горючего на 100 км пути

На автосалоне в Париже компания Renault представит публике своей новейший концепт, призванный продемонстрировать возможности по снижению расхода топлива. Инженерам удалось добиться сверхнизкого "аппетита" машины - всего 1 литр на 100 км. Концепт содержит около 100 технологических новшеств.


Новый гиперкар от Koenigsegg получит рекордную мощность

Компания Koenigsegg довольно редко выпускает абсолютно новые модели, больше уделяя время разработке модификаций для уже существующих машин. Но при этом каждый новый их проект становится сенсацией: например, новый гиперкар Regera получит гибридную силовую установку с очень мощным электромотором.


Chery везет в Россию еще один кроссовер

Новый компактный кроссовер Chery Tiggo 3 станет единственной новинкой 2015 модельного года от китайского автопроизводителя, которая появится на российском рынке. При этом есть вероятность, что в Россию автомобиль приедет с более мощным мотором по сравнению с предлагаемым в Китае.