За угон машины предлагают сажать на срок от 5 до 15 лет

24 июля 2013

Депутаты Госдумы готовят законопроект, исключающий термин "угон" из Уголовного кодекса. Хищение машины предлагается приравнять к тяжким преступлениям и наказывать соответственно. В частности, документ устанавливает нижнюю планку тюремного срока. И максимальное наказание – 15 лет тюрьмы.

Согласно законопроекту, текст которого оказался в распоряжении "Газеты.Ru", автоворы не смогут отделаться условным сроком. Один из авторов проекта, депутат от "Единой России" Вячеслав Лысаков, известный своим рвением в процессе возврата разрешенных промилле, уже вносил в Госдуму поправки об ужесточении наказаний за угон машин, но сам же отозвал этот проект, посчитав его недоработанным.

"Две предыдущие попытки прежних созывов в Думе по ужесточению наказания за угон, к сожалению, оказались неудачными. Были попытки со стороны МВД, страховщиков, но по разным причинам поправки не прошли. Не так давно Дмитрий Медведев высказался по поводу необходимости определения нижних пределов наказания в статьях УК РФ. Раз это было сказано премьером, а слово не воробей, мы, используя момент, предлагаем нижний предел санкций", - прокомментировал Лысаков изданию.

Депутат предлагает изменить формулировки статьи 166 УК РФ ("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения") и установить новые сроки. В настоящий момент наказание по данной статье предусматривает штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. Альтернативное наказание – ограничение свободы на срок до 3 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Сейчас пойманные угонщики зачастую настаивалют на том, что взяли машину "покататься" и отделывалются условными сроками. "Угон без цели хищения – абсолютный бред: я считаю, что если машину угнали, то ее похитили, поэтому нужны новые формулировки и новые санкции. Эта статья в УК появилась в 1965 году, и тогда было совсем другое время: тогда было так мало машин, что действительно могли угонять, чтобы просто поездить и бросить. А сейчас это отлаженный многомиллиардный криминальный бизнес: машины почти всегда угоняют с корыстной целью. Нередко для этого специально привлекают молодежь или подростков, которые знают, что, угоняя машину, они почти ничем не рискуют", - заявил Лысаков, отмечая, что количество угонов постоянно растет, а вот раскрываемость этих преступлений оставляет желать лучшего.

 В случае принятия нового законопроекта из статьи 166 будет исключена фраза "без цели хищения", соответственно угон будет приравниваться к краже. Минимальное наказание составит от 5 до 7 лет (по части 1 статьи 166). Нынешнее наказание по этой части указано выше. "Оно теперь будет считаться уже тяжким преступлением, а раз тяжкое, то и нельзя будет так легко получить условный срок, не будет уже никаких штрафов. Сейчас 52% приговоров по данной статье предусматривают именно условное наказание. Я считают, что это ведет к прямому пополнению кадрового резерва преступных группировок", - указывает Лысаков.

За угон, совершенный группой лиц по предварительному сговору или с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, предлагается сажать на 6-10 лет (часть 2 статьи 166). Сейчас за это деяние грозит штраф до 200 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 7 лет. "Фактически эта статья будет приравнена к грабежу", - отмечает Лысаков.

Часть 3 этой же статьи, под которую подпадают организованные преступные группы или преступники, причинившие особо крупный ущерб, в настоящее время предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет. Проект меняет это наказание на 7-12 лет лишения свободы.

И, наконец, часть 4, которая предусматривает наказание за деяния, описанные в предыдущих частях статьи, но сопряженное с насилием, опасным для жизни и здоровья граждан, будет караться лишением свободы на срок от 8 до 15 лет. В настоящее время - лишением свободы на срок до 12 лет. "Деяния по последним частям, по сути, буду приравнены к разбою", - добавил депутат.

Лысаков также отмечает, что угонщик готов пойти и на другие преступления, пытаясь скрыться от погони, например. Он может выехать на встречку, проехать на красный сигнал светофора, тем самым угрожая безопасности других участников дорожного движения. "И когда критики говорят, что у нас за ДТП со смертельным исходом дают меньше, чем предлагается за угон, то я отвечаю: в таких ДТП нет умысла: как правило, это несчастный случай. А здесь деяние абсолютно умышленное", - подчеркнул единоросс. По данным издания, средняя раскрываемость угонов в России составляет 19%.

Текст законопроекта практически готов и в ближайшее время будет обсуждаться в рабочей группе, после чего проект внесут на рассмотрение Госдумы. Ожидается, что в парламент документы поступят до конца февраля.

Директор по развитию группы компаний "Цезарь Сателлит" Игорь Хереш считает, что вместо того, чтобы ужесточать наказание, лучше повышать раскрываемость подобных преступлений. "Мы здесь в городе живем, но не представляем, что творится в селах и маленьких городах, где машину порой берут просто без спроса - покататься. Это, конечно, ненормально, но это не значит, что такого человека надо изолировать от общества на 5-15 лет. Проблема в том, что полиции тяжело доказать, была ли цель наживы: не хватает сил и умений. Поэтому пусть всё будет просто: раз сел за руль, значит сразу пять лет. Это, конечно, облегчит работу полиции, но не повод вводить такую статью. Надо просто хорошо расследовать дела", - прокомментировал изданию эксперт.

 

Читайте также