Депутаты заставят страховщиков создавать досье на водителей

15 августа 2013

Госдума во втором чтении приняла поправки в закон об ОСАГО. Документ запускает почти неработающую в России систему надбавок и вычетов к стоимости полиса за аварийную и добросовестную езду - так называемые "малус" и "бонус". Для этого страховщики должны будут вести историю качества езды водителей.

Как передает "Коммерсант", с 1 января 2013 года сведения о полисе и водителе будут заноситься в общую базу ОСАГО. И если аварийное прошлое водителя не было заявлено страховщику, его полис будет действовать, но коэффициент "за аварийность" страховщики все равно повысят, но в следующем году. 

Согласно новым поправкам, страховщик не позже 15 дней после продажи обязательного полиса вносит данные страхователя в общую автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Если выясняется, что автовладелец утаил аварии в прошлом страховом периоде, его полис продолжает действовать, но на следующий год повышенного коэффициента ему не избежать. Также в случае аварии страховщик получает право выставить регресс в части недоплаченной премии такому водителю после оплаты убытка пострадавшей стороне. Если же выяснится, что автовладелец, напротив, переплатил и остался без положенной скидки, разницу ему вернут. Правда, самой электронной базы с общим доступом, куда можно было бы забивать данные о водителях, по факту еще нет. 

На самом деле депутаты пытаются запустить практически не работающую в стране систему коэффициентов "бонус-малус". Формально с момента начала действия ОСАГО в 2003 году она учитывает коэффициенты от 0,5 до 2,45 в зависимости от принадлежности страхователя к 13 классам аварийности. Автоматически всем новым клиентам присваивали коэффициент 1. Например, за десять лет безаварийной езды можно было получить 13-й класс с коэффициентом 0,5, то есть снизить стоимость страховки на 50%. Но на деле система в нашей стране не работает.

А вот если водитель попал в аварию, его признали виновным и страховщик возместил ущерб пострадавшей стороне, то клиент получал первый класс аварийности. В этом случае коэффициент составляет 1,55. При условии безаварийной езды в следующем году страхования автолюбителю присваивается второй класс с коэффициентом 1,4. Вернуться в прежний третий класс аварийности с коэффициентом 1 можно было только через два года безаварийной езды.

Как заявили изданию в РСА, сейчас система работает только в части "бонуса", так как при аварии клиент может просто сменить страховщика. "Нет данных о клиентах, нет и карты миграции клиентов, которая теоретически помогла бы вычислить, какой процент автовладельцев утаивает аварийное прошлое, и выяснить, как вырастут сборы страховщиков от начала работы коэффициентов "малус", - заявили в РСА.

Правительство России также утвердило поправки в закон об обязательной автогражданской ответственности. Чиновники одобрили увеличение компенсаций в случае имущественного ущерба и причинения вреда жизни и здоровью, а также привели закон в соответствие с последними изменениями в законе о техосмотре. Сообщается, что документ предусматривает увеличение выплат в случае ущерба имуществу со 120 тысяч до 400 тысяч рублей, за причинение вреда жизни и здоровью – со 160 тысяч до 500 тысяч рублей.

Читайте также