Подготовку будущих водителей усилят обязательными психологическими и общеспециальными курсами

30 ноября 2013

Министерство образования РФ подготовило и разместило для общественного обсуждения на правительственном сайте проект приказа, утверждающий разработанные ведомством программы обучения водителей.

Повышенные требования к обучению, отмена разделения на «любителей» и «профессионалов», должны поднять уровень подготовки будущих водителей. В частности, предусмотрены не только изучение правил безопасности в отношении пассажиров и пешеходов, но и изучение основ законодательства, оказания первой медицинской помощи и даже как сохранять внимание и бороться с сонливостью. И это хорошо. Но зачем водителям мопедов знать правила грузоперевозок и требования по лицензированию автотранспортной деятельности? Зачем водителю-частнику знать что такое путевой (маршрутный) лист и как его заполнять? Новые программы предусматривают даже изучение работы диспетчерских служб такси.

Но к проекту новых программ у специалистов возникают и другие вопросы. К примеру, все они разбиты на несколько основных блоков. Есть базовый блок — единый для всех категорий и подкатегорий. Именно в нем объясняются основы законодательства в сфере дорожного движения, основы оказания первой помощи (при этом данный курс сокращается с нынешних 24 до 16 часов), основы управления транспортными средствами (здесь присутствуют такие темы, как «Гидроскольжение и аквапланирование шины», «Силы и моменты, действующие на транспортное средство при торможении и при криволинейном движении» и т.п.) и их конструкций (будут изучены  не только устройство двигателей внутреннего сгорания, но и устройство «комбинированных двигательных установок» и даже «порядок работы с бортовым компьютером и навигационной системой»). Сюда же входят и психофизиологические основы деятельности водителя, где будут изучаться правила бесконфликтного общения с агрессивными коллегами, склонности к рискованному поведению на дороге, способы борьбы с усталостью и сонливостью и даже влияние рекламы, прессы и кино на поведение водителя! На все это отводится более 80 часов.

Далее предусмотрены специализированные блоки — каждый для отдельной категории или подкатегории, которые также составляют не один десяток часов и в итоге практически вдвое увеличивают время обязательной теоретической подготовки. Проще всего будет водителям мопедов — для них теоретический блок составит «всего лишь» 104 часа. Для обучения на категорию «В» потребуется уже около 212 часов теории (для сравнения: сегодня на теоретический блок для категории «В» предусмотрено 106-110 часов). А вот тем, кто захочет получить категорию «D», придется отсидеть 239 часов (это — не считая 80-ти часов базового блока). А ведь еще и практика никуда не делась: от 18 (для водителей мопедов) до 100 (при обучении на категорию «D») часов.

Блочная методика обучения подразумевает, что при желании переподготовки на другую категорию, потребуется изучение только соответствующих спецификаций. Программ именно по переподготовке в проекте Минобразования нет. А это значит, что, к примеру, при желании получить дополнительную категорию, придется изучить полный курс по соответствующей программе. Полный курс потребуется даже при переучивании с «автомата» на «механику» в рамках одной категории «В».

Кроме программ обучения, документ Минобразования прописывает и требования к автошколам, причем не только в части технического оснащения, но и по части преподавательского состава. Так, все преподаватели в автошколе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Также обязательно наличие в/у с открытой соответствующей категорией. А вот стаж работы не оговаривается (хотя водительский стаж должен быть не менее трех лет).

По техническому оснащению автошкол — свои требования. Необходимое количество учебных автомобилей рассчитывается по специальной формуле, учитывающей пропускную способность автошколы. Также автошкола должна иметь собственную асфальтированную (забетонированную) площадку с закрытым для посторонних доступом и обязательным наличием горки и дорожной разметки.

Будет ли принят этот документ — пока не ясно. Данный проект должен пройти общественное обсуждение а потом быть одобрен Минюстом. Но независимые эксперты уже сейчас предрекают в случае принятия документа в его нынешнем виде рост коррупции в области обучения вождению и выдачи прав.

Напомним, что поручение на разработку программ обучения водителей Минобрнауки получило от правительства РФ в конце октября. До этого ведомство пыталось передать функции разработки новых программ Минтрансу, которое готовило водителей-профессионалов.

Читайте также