Россия с февраля обнуляет пошлины на электромобили. Выгода или подвох?

29 декабря 2013

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в минувший понедельник одобрил временное обнуление таможенных пошлин на электромобили в странах Таможенного союза, сообщает ИТАР-ТАСС. Ранее заявку России об обнулении таможенных пошлин на электромобили одобрил консультативный комитет по торговле ЕЭК, однако тогда конкретные сроки названы не были.

Теперь же известно, что действие нулевой ввозной таможенной пошлины на электромобили продлится с 1 февраля 2014 года до 31 декабря 2015 года. «Обнуление касается легковых автомобилей с электроприводом с числом мест до девяти, включая место водителя, и не распространяется на машины с гибридным двигателем», — отметил министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев. По его словам, эта мера должна будет стимулировать спрос на электромобили, а также способствовать развитию инфраструктуры для них.

Кроме того, Слепнев сообщил, что во второй половине 2014 года на совете ЕЭК будет обсуждаться развитие производства такого рода техники на территории Таможенного союза. Причем речь может идти не только об отечественных, но и о зарубежных электромобилях. Пока правительствам трех стран, входящих в Таможенный союз (Россия, Белоруссия и Казахстан), поручено проработать вопрос о стимулировании производства электромобилей, комплектующих для них, а также необходимой инфраструктуры.

А эксперты Торгово-промышленной палаты РФ считают, что к 2020 году в стране будет ежегодно продаваться порядка 200 000 электромобилей.

Выгода или подвох?

В случае с продажами новых автомобилей через сети официальных дилеров картина после обнуления пошлин выглядит так: стоимость электрокаров должна упасть на примерно 200–230 тысяч рублей. Казалось бы — выгода! Но единственный электрокар, который сегодня продаётся в России официально, это Mitsubishi i-MiEV, и стоит он 1 799 000 рублей. Машина подешевеет примерно до 1,6 млн рублей. Сделает его такая цена привлекательней в глазах потребителей? 

А с импортом всё как обычно. Нет ясности относительно того, как таможить подержанные электрокары. Не все приказы по этому направлению отданы. Ранее электрокар шёл по таможенной стоимости 48% от его цены на рынке продаж. Сейчас ввели новые коды ТНВД для электромобилей, в которых нет конкретного деления на новые и подержанные.

В оптимистичном варианте пошлины обнулили для всех электрокаров, тогда для покупки открываются следующие модели. Из Японии: Nissan Leaf и Mitsubishi i-MiEV. Из США и Европы: Tesla  Model S, Ford Focus Electric, Chevrolet Spark EV, Mini E, Citroën C-Zero, Renault Fluence ZE и другие, включая модели для китайского рынка.

Посмотрим, что мы можем получить в случае ввоза подержанного Nissan Leaf (выпускается с 2010 года), новых Chevrolet Spark EV и Tesla Model S.

Средняя стоимость Nissan Leaf в Японии составляет около 1 827 000 иен (570 000 рублей). Акциз и НДС на машину в сумме — 33 000 рублей. Утилизационный сбор ещё добавит к цене 30 000 рублей. Доставка, оплата посреднику и расходы по Японии выльются еще в несколько десятков тысяч рублей. Таким образом, даже при оптимистичном сценарии стоимость подержанного Nissan Leaf в России будет никак не ниже 700 000 рублей. Подержанный i-MiEV незначительно уступит в цене «Лифу» — 600 000 рублей в России.

Что касается Chevrolet Spark EV. Его стоимость в США — около $27 000 (890 000 рублей)... В России хэтчбек будет стоить свыше миллиона рублей. О Tesla Model S, цена на которую в США в минимальной комплектации составляет $56 000 (1 850 000 рублей), тактично промолчим. Тут всё очевидно.

Пессимистичный сценарий даже писать не требуется. И так всё понятно — при нынешних ценах на электрокары в мире никакое обнуление пошлин не сделает эти машины доступнее для потребителя. При такой цене достоинства «электричек» понятны только настоящим ценителям. Минпромторг предполагает, что в 2014 году таких будет человек 500 на всю страну в лучшем случае.

Материал по теме:

  • Электрические автомобили в России. Большой тест без грамма топлива.

Читайте также