Granta Sport — пятая в Марокко: репортаж Drom.ru с открытия гоночного сезона Чемпионата по мировому турингу

14 апреля 2014

На городской трассе в Марокко Circuit Moulay El Hassan (Муле эль Хассан) в Марракеше прошел первый этап нового гоночного сезона мирового туринга — WTCC. Второй сезон подряд (после перерыва) в нем принимает участие российская Lada Sport Lukoil.

В этом году команда выставила на гонки уже три автомобиля Lada Granta TC1. Помимо прошлогодних пилотов Джеймса Томпсона и Михаила Козловского за нее теперь выступает и чемпион WTCC-2012 Роб Хафф.


Джеймс Томпсон и Михаил Козловский

После периода дождей и несвойственного этому региона холода к началу гоночного уикэнда на Марокко обвалилась жара, что определенным образом осложнило выступление для гонщиков. Плюс 35 в тени означает, что на солнце как минимум на 10 градусов больше. Что уж говорить про кабины гоночных автомобилей, в которых градусник вообще зашкаливает. Как сказал Михаил Козловский, «температуру внутри лучше даже не мерить, потому что психологически от этого будет сложнее». При этом надо учесть, что помимо плотных трехслойных комбинезонов на пилотах надето специальное омологированное белье с длинными рукавами, а предложенная в свое время французами инициатива в жаркое время года одевать гонщиков в облегченный вариант специальной одежды не нашла поддержки у Международной автомобильной федерации из-за несоответствия правилам безопасности.


Роб Хафф оптимист по жизни и всегда пребывает в хорошем настроении. Даже после неудачной гонки он не теряет юмора и присутствия духа

Тем не менее, все держатся молодцами. Трасса в Марракеше — городская и, несмотря на видимую простоту, весьма сложная и требует большой концентрации. Она состоит из двух длинных прямиков и нескольких шикан. По словам Роба Хаффа, как и на любой городской трассе, здесь очень мало возможностей для обгона, к тому же покрытие не везде идеально ровное, а стены, как всегда, оказываются ближе, чем нужно. Поэтому приходится балансировать между срезанием углов и опасной близостью ограждений.

Правила

В этом году многое изменилось, и прежде всего — технические требования к автомобилям. Появилось больше возможностей вносить конструктивные изменения в подвеску и другие узловые детали. Изменился обвес, крылья и сплиттер, машина стала шире, соответственно, прижимная сила теперь больше. Двигатель прибавил мощности: форсировка произошла за счет увеличения диаметра рестриктера. Поднялись обороты, возросла скорость. Какие-то команды поменяли коробки передач, кто-то заменил дифференциал.


Местные болельщики приветствуют марокканского пилота Бениньи

По словам руководителя команды Lada Sport Lukoil Виктора Шаповалова, машина изменилась на 95 процентов. И при том, что на тестах в Маньи-Куре автомобиль был еще довольно сырым, разница во времени круга уже составила порядка 5 секунд.


Виктор Шаповалов

В этом году в соревнованиях сохранились два зачета, однако теперь разделение идет по техническим требованиям, так как еще сохраняется возможность участвовать на автомобилях прошлого года (ТС2). Но поскольку все автомобили ТС2 принадлежат частникам, то и зачет Йокогама приравнен к зачету ТС2.


На первый этап с инспекцией приехал президент FIA Жан Тодт с супругой

Стартовая решетка обеих гонок формируется исходя из результатов квалификации. И если в первой гонке стартовая сетка «прямая» (т.е. как квалифицировались, так и едут), то во второй гонке первые 10 автомобилей стартуют в реверсивном порядке согласно квалификационной сетке (а не финишу первой гонки).

Ситроен

Главным вызовом этого года стала новая заводская команда Citroen, которая не просто сумела построить хорошую машину (судя по результатам, показанным на квалификации и гонке), но и сделала это заранее, получив дополнительное время для проведения необходимого количества тестов. Кстати, нехватка тестовых сессий на различных трассах — одна из главных проблем, на которую жалуются гонщики Lada.

К тому же Citroen сумел заполучить к себе в команду лучших пилотов: французов Ивана Мюллера, чемпиона прошлого года, и Себастьяна Лоеба, известного своими многочисленными победами на этапах мирового ралли.


Себастьян Лоеб

При этом у Ситроена практически нет сомнений в собственной победе, по крайней мере, на этом этапе мирового туринга. На небольшой пресс-конференции Лоеб на вопрос журналиста, удастся ли им одержать победу, флегматично ответил: «Подождите чуть-чуть. Скоро сами все увидите».


В боксах Ситроена все очень дорого и все блестит. Немалый бюджет заметен даже в мелочах

Вообще с Ситроеном произошла довольно любопытная история. Официально они объявили о своем возвращении в мировой туринг примерно год назад, но говорят, что автомобили  начали строить намного раньше. FIA всячески поддерживала их в этом начинании, даже ходят слухи, что новые техтребования писались под автомобили Ситроен. В любом случае официальная цифра их бюджета — 16 млн евро, но в реальности она выше. Заводская поддержка практически безгранична, более того, у команды имеется и еще один неплохой партнер — Total.

Тесты и квалификация

Во время пятничных тестов Роб Хафф сумел показать шестой результат, однако место в квалификации было не столь высоким. Во время его быстрого круга произошла серьезная авария между автомобилями Джанни Морбиделли и Габриэле Тарквиньи. Квалификация была остановлена красным флагом, и Роб так и не сумел закончить быстрый круг, оказавшись на 13-м месте, с которого он и стартовал в первой гонке. Михаил Козловский стал 14-м. Чуть лучше сложилась ситуация у третьего пилота Lada Sport Lukoil Джеймса Томпсона: он сумел пройти во второй сегмент, но на том и остановился. На момент старта гонки он находился на 11-м месте.

 
Джеймс Томпсон готовится к квалификации. Ему удается пройти во второй сегмент, однако там он оказывается всего лишь 11-м. Поднимись он на одну позицию вверх — и во второй гонке стартовал бы с поул-позишн

К сожалению, для Тарквиньи первый этап закончился несостоявшейся квалификацией: машина не подлежала быстрому ремонту. Чтобы он сумел выйти на старт следующего этапа, для его автомобиля готовят новый кузов, который перекинут на имеющуюся основу. Регламентом соревнований это не запрещено.

Гонка

Первая гонка была скучная и предсказуемая. Ситроены, квалифицировавшиеся в первой четверке и пропустившие только на третью позицию Тома Чилтона, финишировали чисто и заняли весь подиум. Команда радовалась и поздравляла друг друга. В начале же гонки из-за технических проблем сошел Роб Хафф (у автомобиля откололся кусочек турбины). После финиша из-за проблем с тормозами остался в боксах и Джеймс Томпсон. На стартовую решетку вышел только Михаил Козловский. После всех выбывших (не стартовал и Норберт Мишелиз) Михаил занял на старте 11-е место.


Выезд на квалификационную сессию

 
К старту все готовятся по-разному

Однако старт второй гонки был отложен. На гриде началась какая-то неразбериха, машины стали с позиции на позицию перекатывать маршалы: оказалось, что стартовая решетка была перепутана. Наконец всех установили по нужным местам и был дан старт.


За минуту до старта

На первом же круге после старта Бенаньи — гонщик, отстаивавший честь Марокко, фактически выбивает из пула Тома Коронеля, который, отлетев от стены, серьезно повредил автомобиль Ивана Мюллера. Гонка остановлена, с трассы убирают обломки и очищают разлившиеся жидкости. Но и после рестарта проходит ожесточенная борьба за позиции, преимущественно между Чилтоном, Монтейро и Бенаньи. Тем временем, заняв правильную позицию, Михаил Козловский перемещается на 6-е место. 14 кругов гонки завершаются победой Себастьяна Лоеба. Козловский остается шестым. Но самым красивым стал, конечно, практически фотофиниш Чилтона и Бенаньи, в котором англичанин выиграл 0,026 секунды.

По окончании гонки пришла новая информация: злополучный Бенаньи после всех приключений все же окончательно исключен из протокола гонки за недовес. Таким образом, Михаил Козловский поднялся на 5-ю позицию в общем зачете 2-й гонки!

Любопытно, что во время гонки несколько раз на трассу выезжал автомобиль Роба Хаффа. Руководитель команды Lada Sport Luloil Виктор Шаповалов так прокомментировал эту ситуацию: «Из-за проблемы с двигателем нам все равно придется везти машину во Францию, в компанию Oreca, которая поставляет нам турбины и силовые агрегаты. Но прежде мы хотели разобраться в причине поломки и, устраняя ту или иную, как нам казалось, проблему, мы выпускали Роба, чтобы понять, нашли мы ее или нет. Но самостоятельно решить этот вопрос нам так и не удалось».

 Результаты первой гонки (14 кругов): Место Пилот (команда) Время/отставание 1. Хосе Мария Лопес (Citroen) 24:40,950 2. Себастьян Лёб (Citroen) + 0,713 3. Иван Мюллер (Citroen) +1,607 4. Том Чилтон (Royal Chevrolet) +8,222 5. Душан Боркович (Campos Chevrolet) +11,849 10. Джейс Томпсон (Lada) +48,596 11. Михаил Козловский (Lada) +1:03,843 Результаты второй гонки (16 кругов): 1. Себастьян Лёб (Citroen) 47:50,589 2. Хосе Мария Лопес (Citroen) +4,321 3. Юго Валент (Campos Chevrolet) +7,598 4. Том Чилтон (Royal Chevrolet) +18,305 5. Михаил Козловский (Lada) +19,757

Следующая гонка пройдет через неделю на французском треке Поль Рикар. Трасса очень быстрая, и Ладе вряд ли удастся взять на ней реванш, к тому же машины российской команды еще довольно «сырые» и недостаточно настроены. Однако 3-й и 4-й этапы в Будапеште и на Словакия ринг вполне смогут стать успешными для Lada Sport Lukoil. Ну и, конечно, с нетерпением ждем российского этапа, который состоится 7-8 июня на подмосковной трассе Moscow Raceway!

Участники

Основной пелотон Чемпионата в этом году состоит из 16 автомобилей класса TC1, подготовленных по новым техническим требованиям, и 6 автомобилей «младшего» класса TC2 (старый техрегламент). Дополнительно на каждом этапе к основному гоночному составу будут присоединяться пилоты из страны проведения соревнования. Таким образом, на стартовую решетку каждой из двадцати четырех гонок Мировой серии выйдут двадцать два автомобиля шести брендов.

Класс TC1 (заводские команды):
Lada Sport Lukoil — три автомобиля LADA Granta Sport
Citroen Total — три автомобиля Citroen C- Elysee (на пяти этапах также заявлен четвертый автомобиль)
Castrol Honda — два автомобиля Honda Civic

Класс TC1 (частные команды):
Roal Motorsport — два автомобиля Chevrolet RML Cruze
Zengo Motorsport — один автомобиль Honda Civic
Campos Racing — один автомобиль Chevrolet RML Cruze
Proteam Racing — один автомобиль Honda Civic
NIS Petrol by Campos Racing — один автомобиль Chevrolet RML Cruze
ALL-INKL.COM Münnich Motorsport — два автомобиля Chevrolet RML Cruze

Класс TC2 (частные команды):
Liqui Moly Team Engstler — два автомобиля BMW 320
Campos Racing — три автомобиля Seat Leon
Nika Racing — один автомобиль Honda


Общее фото перед стартом гонки

Технические характеристик Lada Granta WTCC (версия 2013 года):

 Кузов Тип кузова Седан, со сварным каркасом безопасности Количество дверей 4 Длина, мм 4260 Ширина, мм 1809 Колесная база, мм 2562 Минимальный вес, кг 1140 Двигатель Серия Global Engine, LADA Рабочий объем, л 1,6 Макс. мощность, л.с. при об/мин 320/н.д. Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 440 Нм при 3500-4000 об/мин Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 83,05/73,7 Степень сжатия 12,5 Система управления Magneti Marelli Трансмиссия КПП Фирмы Hewland; WGT, 6-ступенчатая,  кулачковая, с последовательным переключением передач Привод Передний Сцепление Углекомпозитное, двухдисковое, фирмы AP Racing Межколесный дифференциал Дисковый, повышенного трения Шасси Передняя и задняя подвеска McPherson, цилиндрические пружины, газонаполненные амортизаторы с регулировкой по 3-м параметрам ф.KW; регулируемый стабилизатор Рулевое управление С гидроусилителем Тормозная система Двухконтурная система без усилителя, с регулировкой тормозного усилия перед/зад Передние/задние тормозные диски Вентилируемые, диаметром 343/280 мм Передний/задний тормозные суппорты 4-х/2-х поршневые, фирмы AP Racing Колеса Литые, из алюминиевого сплава, 9х17

Фотобонус:

 

 

 

 

Читайте также