Оригинальные гоночные автомобили Opel возвращаются на «Гран-при» Лиона через 100 лет

7 мая 2014
  • Через 100 лет после престижной дуэли, Opel показывает исторические гоночные автомобили в 2014 году
  • Также на трассе: «Зеленый монстр» 1914 года выпуска с 12,3-литровым двигателем
  • Напоминание об истоках: оригинальный маршрут гонки практически не изменился

Чемпионат «Гран-при» Лиона считается колыбелью всех серьезных видов автоспорта, включая «Формулу 1». Для участия в гонке 1914 года Opel выставил три автомобиля класса Grand Prix. Через 100 лет бренд возвращается на юбилейный показ, запланированный на 1–3 мая. Компания представит те же три болида, а также знаменитый «Зеленый монстр» с 12,3-литровым мотором мощностью 260 л. с. и с крутящим моментом 700 Нм. Эти автомобили дадут возможность зрителям увидеть и услышать то, что приводило в восторг публику столетие назад.

Чемпионат «Гран-при» Лиона 1914 года: дуэль Германии и Франции

4 июля 1914 года, в канун Первой мировой войны, несмотря на растущее напряжение в Европе, Французский автомобильный клуб (ACF) провел первый чемпионат «Гран-при» Лиона, который проводился ежегодно на разных трассах с 1906 года. Чемпионат «Гран-при» Лиона был главным событием в каждом сезоне европейского автоспорта, а также предшественником современных профессиональных автогонок.

 

 

В изнурительной гонке 1914 года с общим пробегом 750 км участвовали автомобили 14 автопроизводителей из шести стран. Opel выставил на соревнования три болида класса Grand Prix. За руль автомобиля под номером 2 сел неоспоримый чемпион Рюссельсхайма — гонщик Карл Йорнс (Carl J?rns), выступавший за Opel по контракту. Два других белых автомобиля пилотировали Эмиль Эрндтманн (Emil Erndtmann) и Франц Брекхаймер (Franz Breckheimer). Как было принято в то время, пилотов сопровождали «гоночные механики», чья задача заключалась в контроле приборов и повышении давления в топливном баке при помощи ручного насоса в случае необходимости. Кроме того, в обязанности механика входило оказание помощи на пит-стопах и устранение непредвиденных неисправностей.

Согласно новым правилам, вышедшим в 1914 году, автомобили класса Grand Prix оснащались 4,5-литровыми двигателями, а их масса ограничивалась 1100 кг. Технологии, используемые в автомобилях Opel в то время, впечатляли: четыре клапана на цилиндр, вертикальные приводные валы и верхний распределительный вал. Кроме того, обязательным стало наличие универсального приводного вала, пришедшего на смену «старожилу» — цепному приводу.

 

У всех Opel был обтекаемый кузов в форме торпеды, благодаря чему автомобили развивали скорость до 160 км/ч. Типично для того времени, на передних колесах не было тормозов — барабанные тормозные механизмы были установлены только на задних колесах и задействовались при помощи рычага. Для активации второго (трансмиссионного) тормозного механизма — небольшого, чувствительного к температуре барабана, установленного на приводном валу, — использовалась правая педаль. Педаль акселератора располагалась по центру, а слева находилась обтянутая кожей педаль сцепления. Переключение скоростей четырехступенчатой несинхронизированной коробки передач осуществлялось при помощи выносного кулисного механизма.

Сын основателя компании, Адама Опеля, Фридрх «Фриц» Опель (Friedrich «Fritz» Opel), приезжал в Лион, чтобы оказать поддержку своим пилотам. Специализированной трассы для «Гран-при» ACF в то время не было, и гонка проводилась на специально подготовленных и перекрытых дорогах общего пользования. Старт и финиш кольцевого маршрута длиной 36,7 км, который спортсменам предстояло пройти 20 раз, находился в Бринье — к Юго-Востоку от Лиона. Там же устанавливалось большое табло, с помощью которого болельщикики могли следить за ходом гонки. Для зрителей были сооружены трибуны, однако подавляющая часть 300-тысячной «армии» болельщиков «Гран-при» предпочитала наблюдать за гонкой непосредственно с обочин трассы.

Opel стартовал из первого ряда. Карл Йорнс занял место рядом с венгром Ференцом Шишем (Ferenc Szisz), пилотировавшим французский автомобиль Alda. На тот момент Ференц был звездой международного масштаба и первым победителем гонки «Гран При» 1906 года. Стартовые позиции определялись жеребьевкой, поскольку квалификационных заездов в то время не существовало.

 

 

В воздухе повис дух противостояния — гонка переросла в дуэль между автопроизводителями Германии и Франции. Солдаты этих стран в скором времени встретились на полях военных сражений. На их фоне другие участники соревнований особых результатов не достигли. Для Карла Йорнса гонка оказалась удачной — после восьми часов за рулем он финишировал десятым.

Чемпионат «Гран-при» Лиона 2014 года: демонстрационный заезд наиболее привлекательных автомобилей класса Grand Prix

Все три автомобиля Opel, которые соревновались в гонке 1914 года участвуют и в показе в честь столетнего юбилея этой гонки. Один из них является частью коллекции Adam Opel AG, второй был привезен владельцем из Мюнстерланда. Самый долгий путь выпал третьему Opel, который пилотировал Карл Йорнс, — он добирается из Калифорнии. Как и раньше, местом сбора станет практически прежняя трасса в Бринье.

Еще одним ярким участником станет экземпляр из коллекции Opel Classic под названием «Зеленый монстр». Он также был создан 1914 году, однако огромный двигатель рабочим объемом 12,3 л не позволил автомобилю принять участие в «Гран-при» ACF. Сегодня это ограничение неактуально, поскольку «Гран-при» Лиона-2014 не является гонкой: это всего лишь демонстрационный пробег исторических автомобилей. К участию в мероприятии допускаются все спортивные и гоночные автомобили, выпущенные до 1956 года.

Более подробную информацию можно найти на веб-сайте организатора гонок «Гран при» Леона: www.grandprixdelyon.com.

Читайте также