Эксперты: в России могут закрыться 3-6 автозаводов

7 мая 2016

Консалтинговая группа Boston Consulting Group (BCG) подготовила прогноз по развитию российского авторынка. Как предполагают аналитики компании, объем российского рынка новых легковых автомобилей к 2020 году составит лишь 1,9 млн машин, а не 3,5-4 млн единиц, как предполагалось до кризиса. Прогноз «сработает» только при базовом сценарии экономики, то есть при относительно стабильных ценах на нефть и курсе рубля.

В 2015 году в России было продано около 1,6 млн новых легковых автомобилей — на 35% меньше, чем в 2014 году.

В текущей ситуации российским автомобилестроительным предприятиям становится тесно на рынке. Их мощности в совокупности позволяют выпускать до 3 млн автомобилей в год, сейчас они загружены менее чем наполовину.

«Лучшая стратегия в новых условиях <...> не ждать роста рынка, а осознать, что существуют значительные избыточные мощности, и принять радикальные меры, чтобы их загрузить либо перепрофилировать», — цитирует старшего партнера BCG Владислава Бутенко газета «Ведомости».

BCG полагает, что могут быть закрыты 3–6 заводов из имеющихся двух десятков. В зоне риска «производители, не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК», а также сравнительно недавно запустившие свои производства. Закрытие заводов можно ожидать через 1-2 года.

Нынешний уровень господдержки не в состоянии решить проблем автопрома: объем субсидий на программы стимулирования спроса в 2016 году составит 50 млрд рублей, а надо 90-150 млрд.

Экспорт может помочь, но только если компании будут вести агрессивную экспортную политику. Сейчас из России на внешние рынки в год поставляются около 300 тысяч автомобилей. Основными потребителями российских автомобилей за рубежом являются страны СНГ. BCG советует компаниям нарастить экспорт в страны дальнего зарубежья — относительно открытыми и растущими рынками являются страны Ближнего Востока. Например, в Иране продается 1 млн автомобилей в год, а в Саудовской Аравии — 0,6 млн. В Африке сейчас низкие продажи — 0,6 млн автомобилей на весь континент, но высокий потенциал роста. Отдельные модели можно поставлять даже в Европу.

В прошлом году в России был закрыт завод General Motors. Тогда же на Дальнем Востоке была приостановлена сборка SsangYong и свернут выпуск Toyota Land Cruiser Prado.

В начале февраля 2016 года об опасности закрытия российских автозаводов и возможном процессе деиндустриализации отрасли говорил тогдашний директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Наумов (в начале апреля он покинул этот пост).

Читайте также