Эксклюзив Drom.ru. Lada XCODE: из чего строят, будет ли 4WD и когда в продажу

20 августа 2016

Несколько дней тому назад прошла информация о том, что АвтоВАЗ на грядущем Московском автосалоне покажет, среди прочего, концепт-кар XCODE. Профильные СМИ высказали предположение, быстро превратившееся в утверждение: эта машина построена на платформе Renault Duster.

Это не так; к Дастеру Lada XCODE не имеет отношения. Drom.ru стали известны некоторые подробности этого проекта.

Lada XCODE наследует собой идею прежнего президента ВАЗа Бу Андерссона сделать компактный кроссовер на платформе Калина/Гранта. Такая машина была вписана в стратегический план развития завода, даже предполагалось, что возможно сделать полноприводную модификацию, которая будет (помимо дизайна) отличать кроссовер от уже выпускающейся Калины Кросс. Однако от этого плана пришлось отказаться по сугубо техническим причинам: платформа Калины, восходящая к «тележке» 2108, по ряду параметров безнадёжно устарела. Прежде всего по рулевому управлению: «рейка» в Калине закреплена вверху моторного щита, а при такой компоновке очень сложно обеспечить достаточно высокую точность реакций. А передние лонжероны по характеристике сминаемости не соответствуют перспективным требованиям.

Тем не менее, сама идея предельно дешёвого компактного кроссовера с современным Х-образным дизайном не умерла. Что объяснимо: сейчас это самый востребованный сегмент автомобильного рынка, бал там правят Renault Kaptur и Duster, некоторые «китайцы», прежде всего Lifan X60 и новомодный Hyundai Creta.

ВАЗовцы решили устранить наследственные болезни Калины путём сочетания её силового каркаса (к которому, в общем, претензий нет) с передком от Весты! От последней взяли конструкцию лонжеронов, переднюю подвеску с подрамником и L-образными рычагами, а так же закреплённой на подрамнике рулевой рейкой. Всё это будет стыковаться с каркасом Калины и «закрываться» новыми лицевыми панелями.

Полного привода, разумеется, у машины не будет (что бы там не говорили ВАЗовские рекламщики).

По размерности Lada XCODE заметно меньше Дастера. Точных геометрических параметров будущего серийного автомобиля у нас нет, но по некоторой информации колёсная база будет лишь на несколько миллиметров больше «калиновской» (2 476 мм) и явно меньше «дастеровской» (2 673 мм). Ширина и высота тоже меньше, чем у французского кроссовера. Даже макет, который мы увидим через несколько дней, визуально явно компактнее, чем Duster.

Дизайн концепт-кара XCODE можно охарактеризовать двумя словами: приплюснутый XREY. В значительной степени он повторяет самый первый ВАЗовский концепт Стива Маттина XRay Concept, но есть что-то и от Opel Astra. Основной цвет концепта — ядовито-жёлтый, с лиловым отливом. Он немного отличается от того, что показано на ВАЗовских официальных тизерах. Сам концепт XCODE — просто макет, носитель дизайна. Но серийная машина внешне почти не будет отличаться от макета. 

Фактическая работа над машиной уже началась, ведутся предпроектные и даже некоторые проектные работы. В ближайшее время ожидается официальный приказ о назначении директора, функции которого сейчас исполняет Ольга Баженова.

По предварительным расчётам, серийный XCODE должен быть спроектирован и поставлен на конвейер за два ближайших года, к середине 2018. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд, ведь машина в значительной мере состоит из уже имеющихся узлов и кузовных решений, их нужно только скомбинировать в единую «тележку». Разработка займёт 9 месяцев, оставшееся время потратят на испытания и индустриализацию.

Но не исключено, что и этот срок будет сокращён! Ведь смысл проекта XCODE не только в попытке успеть занять своё место в популярном рыночном сегменте, но и в том, чтобы загрузить простаивающие производственные мощности третьей нитки главного конвейера. Этот конвейер был модернизирован (фактически, построен заново) под проект Лада Веста, его пропускная способность — 220 000 автомобилей в год. Ныне третья нитка выдаёт вдясетеро меньше — там собираются устаревшие Приоры и длиннобазные Лады 4х4. Соответственно, завод несёт убытки от недозагрузки мощностей. Например, за первое полугодие 2016 операционный убыток составил 27,56 млрд руб. Фактически, третья нитка балластом тянет АвтоВАЗ на финансовое дно — такова цена решения о переносе производства Весты в Ижевск. Загрузка этого конвейера хотя бы до половины его расчётной мощности остановит генерацию убытков и в перспективе позволит получать прибыль. Для автомобиля размерности XCODE безубыточное производство начинается с объёма примерно 80 000 — 100 000 автомобилей в год. Это как раз то количество, которое ВАЗ способен продать, если цена базовой версии будет хотя бы на 5-7% ниже, чем у Hyundai Creta. Причём не только под маркой Лада, но и под брендом Datsun.
Но это уже тема для отдельной заметки.

 

Читайте также