Тест-драйв Skoda Octavia: прислушиваемся к новому бестселлеру

Больше, легче, мощнее, экономичнее – вот такой уже этим летом мы увидим в России новую Skoda Octavia. Любимица компании, она еще с 1996 года делает "Шкоде" чуть ли не половину всех ее мировых продаж! И нет сомнений, что новое поколение "Октавии" тоже станет хитом.

Другая. Она теперь такая другая! Новая Skoda Octavia – словно добрая мать семейства, которая насиделась в декретном отпуске, выкинула домашний халат, пошла по фитнесам с магазинами, и теперь вернулась подтянутой бизнес-леди со строгим взглядом сквозь модные очечки. Да, это уже не прежняя простушка…

Причем она не только выглядит иначе. Она и сама – другая. И без того не маленькая "Октавия" стала еще крупнее! Колесную базу ей растянули до рекордных для своего класса 2686 мм (+108 мм), в длину Octavia теперь раскинулась на 4659 мм (+90 мм), а в ширину прибавила 45 мм (до 1814 мм). Но, раздавшись во все стороны, Octavia при этом не оплыла, осанку не потеряла и, наоборот, визуально "похудела"! За счет увеличения доли высокопрочных и сверхвысокорпочных сталей в структуре более жесткого кузова, а также облегчения двигателей, подвесок, электрики, панели приборов, климатической установки и сидений, новинка сбросила в общей сложности около 102 кг веса. 

По размерам салона новая Octavia снова самая-самая. Тут и лидерство по общей длине (+33 мм), и по месту перед коленями задних пассажиров (+47 мм), и по расстоянию от подушки заднего сиденья до потолка (+14 мм)… На уровне локтей и плеч также стало просторнее, особенно на передних сиденьях. Багажник размером с сельский подпол тоже сохранил титул "самый большой", еще и прибавив в размерах. Погрузочный проем багажника расширили на 28 мм, объем за задними сиденьями вырос на 5 л (до 590 л), а при сложенных спинках дивана тут теперь 1580 л, что на 125 л больше, чем у прошлой генерации. Так что, как говорится, грузите апельсины бочками!

Однако в Skoda не просто увеличили "жилплощадь" салона, но и "обставили" его новыми приятными мелочами. У "Октавии" теперь есть бесключевой доступ в салон, а у задних пассажиров впервые появилась полноценная розетка на 220 вольт. Пусть она не самая мощная (150 ватт) и требует плоского переходника, но штука-то элементарная и чертовски полезная в любой поездке, особенно с семьей! Мобильный телефон или iPod теперь можно пристроить в специальный держатель, вставляемый в подстаканник, а в карманы на дверях шкодовцы повесили сменную корзиночку для мелкого мусора. Под сиденьем водителя "прописался" аварийный жилет, а для ворсистой стороны двустороннего коврика багажника придумали пластиковые упоры на липучках, которыми, например, можно зафиксировать ящик или чемодан, чтобы они не елозили по полу. Такие вот мелкие, но приятные и несложные пустячки. Как там в "Шкоде" говорят? Simply clever? Вот-вот, простая гениальность!

Но и у "гениальной" Octavia есть, к чему придраться. Понравились измененные зеркала, ставшие чуть больше, но в массивных стойках лобового стекла все так же можно "спрятаться". В потолочные ручки поставили микролифты и сохранили крючки для одежды на средних стойках, но подсветки зеркал в противосолнечных козырьках по-прежнему нет. И почему с внешних боковин передних сидений убрали  кармашки, куда так удобно было положить телефон, мелочь или жвачку? И зачем солидную и оригинально сделанную клавишу открывания бардачка сменили на эту дешевую "открывашку", которая на новой машине еще и заедала? 

Идем далее. Водителю наконец-то поставили такую же ухватистую внутреннюю дверную ручку, что и с пассажирской стороны, попутно перенеся на нее джойстик настойки зеркал – стало реально удобнее! Но сами двери, отделанные недорогим пластиком, закрываются с каким-то дешевым стуком, а у клавиш стеклоподъемников оказался неожиданно большой свободный ход и их надо продавливать глубже. На заднем диване мне с моим ростом в 180 см очень просторно и комфортно, места хватает во все стороны, тут не подкопаешься. Но это пока сидишь на "боковушках". А вот в ногах центрального пассажира все тем же большим Барьерным Рифом возвышается мощный трансмиссионный тоннель, не уменьшившийся, по ощущениям, ни на йоту. Понятно, что он оставлен для кардана заднего моста будущих полноприводных версий Combi и работает как дополнительное ребро жесткости, но от этого не сильно легче. Хорошо хоть салон стал шире - и теперь ногам пассажиров, усевшихся на заднее сиденье втроем, будет не так тесно. В общем, после салона впечатление осталось двоякое: с одной стороны видно, что чехи старались, улучшали "породу", работали над мелочами, но без экономии все равно обойтись не смогли.

Зато стоит только открыть список систем безопасности, как многое хочется простить. Octavia окутывает своих пассажиров прямо-таки материнской заботой: чтобы посчитать всех ее новых "электронных стражей", едва хватает пальцев на руках. Водителю добавили коленную подушку, а сзади поставили боковые эйр-беги в дополнение к оконным "занавескам". Итого – 9 подушек! Доработанную версию парковочного "автопилота" научили "причаливать" машину не только параллельно, но и перпендикулярно проезжей части, а фары получили новую систему автоматического управления дальним светом. Кстати, камера управляющей фарами системы еще умеет распознавать дорожные знаки (тоже впервые на "Шкодах"), значения которых выводятся на шкалу приборов. Полезные штуки, только с ними совсем обленишься!

Еще новая Octavia обзавелась системой поддержания дистанции Front Assistant. Работает она в паре с адаптивным круиз-контролем и может сама экстренно тормозить, если водитель "проспал" все ее ранние предупреждения об опасном сближении. Не менее полезен этот "ассистент" и в вялотекущих пробках: в диапазоне скоростей от 5 до 30 км/ч Front Assistant может полностью остановить машину, если водитель прозевал препятствие или "тормоза" впереди. 

Вообще, водителя Octavia "пасет" постоянно. Новый "контролер" движения по полосе Lane Assistant сначала предупреждает драйвера, а потом сам корректирует курс с помощью электромеханического усилителя руля. Попутно за водителем наблюдает новый "распознаватель" усталости Driver Activity Assistant, запоминающий характерную манеру вождения и по отклонениям от этой нормы понимающий, что водитель вот-вот перейдет в "спящий" режим. Если же автоматика "видит", что суетится поздно и сейчас все будет плохо, то включается новый комплекс превентивной защиты Crew Protect Assistant, который подтягивает передние ремни, поднимает окна и закрывает люк в крыше. А если автомобиль все же влетел в отбойник или "догнал" кого-то впереди, автомобиль после удара дотормаживает новая система Multi-Collision Braking, которая снижает вероятность "ухода" рикошетом на встречку, удерживая автомобиль в своей полосе и уменьшая угрозу повторного удара.

А что под капотом? Он теперь поднимается отдельно от решетки радиатора, а "язычок" стопорного замка удобно расположился прямо под эмблемой. Что до набора моторов, то если у прошлой модели было в общей сложности 22 агрегата (14 бензиновых и 8 дизелей), то в арсенале новой "Октавии" на данный момент всего четыре "зажигалки" да две "керосинки"! В радикально урезанной гамме двигателей сейчас остались только 16-клапанные варианты, плюс все бензиновые моторы – только серии TSI с турбонаддувом и прямым впрыском. Для нового поколения машины агрегаты, как водится, серьезно модернизировали: они стали мощнее, легче, чище и, разумеется, экономичнее: у бензиновых движков экономия топлива доходит до 23%, у дизелей – до 0,8 л/100 км. Переработаны системы охлаждения и управления температурой, так что теперь двигатели быстрее прогреваются в холодную погоду. 

Парад силовых установок открывает базовая "бензинка" 1,2 TSI мощностью 86 л.с., доступная только с паре с 5-ступенчатой "механикой". Этот же мотор есть в более мощной 105-сильной версии и здесь уже можно выбрать не только 6-скоростную МКПП, но и 7-ступенчатую DSG с двумя "сухими" сцеплениями.

Двигатель 1,4 TSI пока предлагают только в самом мощном исполнении на 140 л.с. (250 Нм) - в паре как с 6-ступенчатой "механикой", так и с 7-скоростным "роботом". Такой же набор коробок полагается и топовому бензиновому 1,8 TSI, который теперь "раскручен" до 180 л.с.

Базовый 1,6-литровый турбодизель в 105 л.с. (250 Нм) предлагается с механической "пятиступкой" или 7-скоростной трансмиссией DSG. А флагманский 2-литровый агрегат, форсированный до 150 л.с. (320 Нм), предлагается уже с 6-ступенчатой МКПП – и 6-диапазонным "роботом" DSG с пакетами "мокрых" сцеплений, рассчитанными на повышенный крутящий момент этого турбодизеля. 

Стоп, а куда подевались прежний 6-диапазонный гидромеханический "автомат" и популярный у нас 1,6-литровый бензиновый "атмосферник" MPI? Неужели теперь только турбо и DSG? Шкодовцы говорят, что возвращения "автомата" для России они не исключают. Обещают вернуть и движок в 1,6 л, причем поставлять его, скорее всего, будут со строящегося моторного завода VW в Калуге. Но это все в будущем. Пока же планируется привезти в Россию новую "Октавию" с тремя бензиновыми моторами (1,2, 1,4 и 1,8 л), а также 2-литровым дизелем, причем как для универсала, так и для лифтбэка.

Собственно, с дизеля 2,0 TDI в паре с коробкой DSG и началось мое знакомство с новой Octavia. Понятно, что этот вариант будет одним из самых дорогих, но и аппарат интересный! Солидные 320 Нм момента тянут мощно, особенно со старта и на городских скоростях, без особого шума и пыли разгоняя 1,35-тонный автомобиль до "сотни" за 8,6 секунды. И хотя я не большой поклонник DSG, должен признать, что здесь дизель и "робот" по-семейному ладят друг с другом. Железный дуэт работает мягко, в обычном режиме спокоен и больше настроен на экономию топлива, раньше переходя на повышенные ступени, а в режиме Sport заметно бодреет в реакциях на газ и дольше "крутит" каждую передачу. Плюс ступени теперь можно "щелкать" и новыми подрулевыми "лепестками", которые Octavia примеряет впервые.

В общем, португальские серпантины дизельная "Октавия" утюжила с весьма достойной для большой "семейной лодки" прытью, резво ускоряясь на подъемах, на выходах из поворотов и коротких прямиках. Конечно, в отличие от журналистов, владелец машины вряд ли будет так носиться по извилистым дорогам, но радует то, что если понадобится, машина вполне может пошустрить. На плотно сбитой подвеске крены умерены, машина нравится собранностью и цепкостью, рулится хоть и без изысков, но понятно и надежно, а запаса эффективности мощных тормозов хватило даже на "рваных" серпантинных режимах. 

А вот что озадачило, так это новая система Driving Mode Selection, управляющая бортовой электроникой. В ней четыре режима (Normal, Sport, Eco и Individual), которые меняют настройки "мозгов" мотора и коробки DSG, электромеханического усилителя руля, адаптивного "круиза", управления биксеноновыми фарами и климатической установкой Climatronic. Лично по мне, такая "фишка" куда логичнее смотрелась бы в "горячей" версии RS, но на обычной, "прагматичной" Octavia, эта система выглядит как маркетинговые заигрывания с покупателем с целью вытянуть из него лишнюю копейку на "приблуду", без которой можно легко обойтись.

После дизеля пересаживаюсь на 1,8-литровую бензиновую "зажигалку" с DSG. Что ж, у нее и правда более зажигательный характер! Пусть здесь нет того "тепловозного" ощущения тяги, но оборотистый бензиновый турбомотор отыгрывается широченной "равниной" крутящего момента в 250 Нм, которая теперь начинается с 1250 и тянется аж до 5 000 об/мин. Вот и в спурте до "сотни" такая Octavia на 1,2 секунды резвее дизельного собрата.

К тому же, только у 180-сильной бензиновой версии сзади стоит многорычажная независимая подвеска. Да-да, шкодовцы сохранили прежнее деление задних подвесок! На машинах с дизелями и бензиновыми движками в 1,2 и 1,4 л сзади стоит все та же скручиваемая балка, хотя для улучшения управляемости ей увеличили поперечную жесткость, а для уменьшения передаваемых на кузов вибраций облегчили задний мост на 15 кг. То же сделали и с задней "многорычажкой": она стала жестче в поперечном направлении и полегчала на 4 кг. С обоими типами подвесок даже на 18-дюймовых низкопрофильных колесах (225/40) новая Octavia пусть и не "тихоня", но все равно очень достойно "переваривает" и городскую брусчатку, и щербатый асфальт с грунтовками, практически не "транслируя" неровностей на руль. Но с независимой задней подвеской ход все же чуть мягче и тише, да и вибраций ожидаемо поменьше. 

Хотя вот какой момент. Мы ездили на машинах с европейскими настройками подвесок. В Россию же приедут адаптированные "Октавии" с пакетом для плохих дорог: кроме "брони" для тормозных и топливных трубок и стальной (а также новой пластиковой) защиты мотора, в него будет входить и усиленная подвеска, с которой клиренс увеличится с европейских 140 до 160 мм. Понятно, что для наших направлений повышенный просвет и комфортная энергоемкость подвески важнее, но насколько изменятся повадки? Что ж, вот и будет новый повод встретиться, чтобы узнать это.

Правда, случится это не так скоро: новая Octavia доберется до России только летом, причем до запуска ее производства на ГАЗе машины к нам будут ввозить из Чехии. По поводу точных цен, комплектаций и набора агрегатов чехи до сих пор молчат, как партизаны, обещая во всем сознаться лишь ближе к запуску "Октавий" в продажу. Ситуацию подогревает и то, что прежняя модель сейчас стоит от 574 000 рублей, и новое поколение не должно быть сильно дороже. В общем, ждем лета! 

 Технические характеристики (данные производителя): 

Skoda Octavia 1,2 TSI (86 л.с./105 л.с.) 1,4 TSI (140 л.с.) 1,8 TSI (180 л.с.) 1,6 TDI (105 л.с.) 2,0 TDI (150 л.с.)
Габаритные размеры
Длина, ширина, высота, мм 4659х1814х1461 4659х1814х1461 4659х1814х1461 4659х1814х1461 4659х1814х1461
Колесная база, мм 2686 2686 2680 2686 2686
Дорожный просвет, мм 140 140 140 140 140
Колея передняя, мм 1549 1543 1543 1549 1543
Колея задняя, мм 1520 1514 1512 1520 1514
Радиус поворота по шинам, м 5,2 5,2 5,2 5,2 5,2
Объем багажника, л 590 590 590 590 590
Двигатель
Тип двигателя

4-цилиндровый, бензиновый, с турбонаддувом 

4-цилиндровый, бензиновый, с турбонаддувом 4-цилиндровый, бензиновый, с турбонаддувом 4-цилиндровый, дизельный, с турбонаддувом 4-цилиндровый, дизельный,с турбонаддувом
Максимальная мощность, л.с.

86 при 4300 об/мин

105 при 4500 об/мин

140 при 4500 об/мин 180  при 5100 об/мин 105 при 3000 об/мин 150 при 3500 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм

160 при 1400-3500 об/мин

175 при 1400-4000 об/мин

250 при 4500-6000 об/мин

250 при 1250-5000 об/мин

250 при 1500-2750 об/мин 320 при 1750-3000 об/мин
Объем двигателя, см3 1197 1395 1798 1598 1986
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1 9,6:1 16,0:1 16,2:1
Диаметр цилиндра, мм 71,0 74,5 82,5 79,5 81,0
Ход поршня, мм 75,6 80,0 84,2 80,5 95,5
Масса
Снаряженная масса MT/AMT, кг 1225 / 1230 1255 / 1265 1320 / 1335 1305 / 1320 1330 / 1350
Грузоподъемность MT/AMT, кг 625 (с водителем) 625 (с водителем) 585 (с водителем) 625 (с водителем) 625 (с водителем)
Трансмиссия
Тип привода Передний Передний Передний Передний Передний
КПП 5-МКПП / 6-МКПП 6-МКПП / 7-DSG 6-МКПП / 7-DSG 5-МКПП / 7-DSG 6-МКПП / 6-DSG
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 181 / 196 215 231 194 218 / 215
Разгон 0-100 км/ч, с 12,0 / 10,3 8,4 / 8,5 7,3 / 7,4 10,8 / 10,9 8,5 / 8,6
Потребление топлива
Городской цикл, л/100км 6,5 / 5,9 6,5 / 6,5 7,8 / 7,1 4,6 / 4,6 5,0 / 5,4
Загородный цикл, л/100км 4,4 / 4,4 4,6 / 4,9 5,1 / 4,8 3,3 / 3,5 3,6 / 4,1
Смешанный цикл, л/100км 5,2 / 4,9 5,3 / 5,4 6,1 / 5,7 3,8 / 3,9 4,1 / 4,5
Тип топлива Бензин АИ-95 Бензин АИ-95 Бензин АИ-95 Дизельное Дизельное
Объем топливного бака, л 50 50 50 50 50

 


Читайте также

Видеотест Lada Granta: 5 испытаний для народного автомобиля

У этой машины непростая судьба. Ее делали почти десять лет, постоянно откладывая запуск. В Интернет то и дело уплывали сомнительные картинки, а мифы и слухи вокруг нее не утихают даже сейчас. Мы уже проводили блиц-тест "Лады Гранты", но сейчас пришло время подробного анализа.


Ищем японское в китайском кроссовере Haima 7

Китайская компания Haima (произносится как "Хайма") по меркам автомира еще младенец: ей всего-то 25 лет. За пределами Китая марку знают плохо, но амбиций у китайцев – вагон. Сейчас компания пытается со второй попытки закрепиться на российском рынке. Новым оружием экспансии выбран кроссовер.


Незачет

Тест-драйв автомобилей: Chevrolet Captiva, Opel Antara


Война поколений Opel Astra

Заглянув к официальным дилерам, мы убедились, что некоторые модели после смен поколений не спешат уходить с рынка. Взяв на тест новую и «старую» Opel Astra, наш портал раздумывают: какой смысл немцам поддерживать жизнь в дряхлеющем теле Astra H, которому давно пора на покой?