Грузовик в управляемом заносе? Да! Если это легенадарный "КАМАЗ-Мастер"

Четырехточечные ремни безопасности Sabelt надежно приковывают меня к Sparco'вскому креслу, но я все равно упираюсь ногами в подножку и крепко держусь за перекладину перед собой. Раллийный "КАМАЗ" под управлением легендарного Чагина несется по ледяной трассе со скоростью 130 км/ч. Причины для переживаний я нахожу в том, что гонщик не собирается скидывать скорость перед пригорком впереди. Еще мгновенье и машина, весом с троллейбус, отрывается от земли всеми четырьмя колесами, и пока я продолжаю выпучивать глаза, довольно мягко приземляется обратно.

Когда Игорь Комаров, представитель пресс-службы банка ВТБ, позвонил мне и предложил съездить в Набережные Челны, прокатиться на легендарном "КАМАЗе", победителе Дакара 2011, да еще и рядом с Владимиром Чагиным, у меня не нашлось ни одной причины, чтобы отказаться. Конечно, знакомство с руководством "КАМАЗ-Мастера" и посещение спортивного и технического центра я тоже нашел интересным, но новость о предстоящем тест-драйве наполнила меня ребяческим восторгом.

Стряхнуть пыль Аргентины и Чили с раллийного грузовика предстояло не среди песчаных барханов, а на заснеженной трассе, покрытой коркой льда, искрящейся в лучах яркого мартовского солнца. Перед покатушками журналистов ознакомили с полевой гостиницей. Удивительной модификации комфортабельный грузовой трейлер, оборудованный кухней, комнатой отдыха, двумя спальнями и оснащенный кондиционерами (что невероятно важно в условиях невыносимой южноамериканской жары), изнутри показался гораздо больше, чем снаружи. Держа бутерброд с колбасой в правой руке и стакан горячего чая в левой, я размышлял — можно ли назвать гостиницу на колесах "техничкой". Но как бы хорошо не было внутри, мне не терпелось побыстрее оказаться в кабине раллийной машины, рядом с легендарным пилотом.

Полет африканского слона

Пока "КАМАЗ" "впечатлял" других журналистов, я либо фотографировал, либо бегал по трассе, стараясь найти хорошее место для съемки. Когда Владимир замечал направленный в его сторону объектив, он мастерски цеплял колесами снег с обочины или пускал почти десятитонную машину в управляемый занос. В такие моменты я чувствовал себя ребенком из мультфильма "Каникулы Бонифация". Конечно, реализовать всю мощь 850-ти сильного турбодизеля на совершенно не зимних покрышках было невозможно, но даже этого было достаточно, чтобы на небольших пригорках все четыре колеса отрывались от земли. Представьте себе в полете гигантского африканского слона и вы поймете, насколько невероятным кажется это зрелище.

Когда подошла моя очередь, я не без волнения надел гоночный шлем и взобрался по приставной лестнице в кабину триумфального автомобиля. В далеком 1991 году я увидел в новостях сюжет про ралли "Париж-Дакар", и был невероятно горд за наших гонщиков, занявших почетные 2-е и 3-е место, а теперь меня приковывали четырехточечными ремнями к жесткому спортивному креслу, а за рулем сидел человек-легенда, семь раз доказавший, что он лучший в самом престижном ралли-марафоне. Владимир скромно заметил, что всех возможностей на зимней трассе продемонстрировать не получится и предложил приехать летом. Голос координатора сообщил нам, что можно ехать, и 18,5-литровый двигатель мощно взревел и мгновенно сорвал тяжелую машину с места.

Проходя связку поворотов, Владимир показывал безупречную технику, деловито контролируя заносы своего боевого монстра, словно тот весит не многим больше легкового автомобиля. При этом, несмотря на огромный профиль покрышек, крены не были хоть сколько-нибудь угрожающими — спасибо великолепной подвеске. Для остроты ощущений в особо крутых поворотах Чагин гасил инерцию грузовика о снежные сугробы на обочине — и это действительно впечатляло.

Динамика раллийного "КАМАЗа" поразительна: разгон до сотни занимает у последней модификации 9,6 секунд, а максимальная скорость около 190 км/ч — пережить состояние изнуряющей тряски на такой скорости неподготовленному человеку вряд ли удастся, но даже в щадящем режиме я чувствовал себя немного беспомощно. Когда на скорости свыше 100 км/ч машина подпрыгивала на снежных кочках, я всерьез беспокоился о том, чтобы у меня не оторвалась голова. При движении же на высокой скорости по относительно ровной трассе, казалось, что машина парит над землей, но стоило гонщику резко нажать на педаль тормоза, как ощущение реальности мгновенно возвращалось, вместе с давлением ремней безопасности на грудную клетку — останавливается машина моментально, даже если с размаху влетает в яму внушительных размеров. Что и говорить, покидал кабину "КАМАЗа" я под сильным впечатлениям, близким к эйфории.

Операционная "КАМАЗ-Мастер"

После тест-драйва мы поехали на экскурсию в технический и спортивный центры команды. Территория объекта поразила не столько внушительными размерами, но чистотой, даже стерильностью. Наверное, поэтому место, где собираются, ремонтируются и дорабатываются грузовики, было похоже на операционную. Ответить на вопросы технического содержания к нам вышел Ильгизар Мардеев, занявший почетное четвертое место на прошедшем Дакаре и серебро в 2007 году. Он рассказал нам про особенности раллийных машин и сложности, связанные с испытанием новых модификаций. Специфика работы такова, что практической проверкой любых нововведений являются соревнования — получить такую же сумасшедшую нагрузку больше негде.

Говоря о технических подробностях, Ильгизар секретничал, но отметил, что многие из усовершенствований "КАМАЗ-Мастера" не стесняются заимствовать соперники по ралли-рейдам. И это не значит, что российская машина технически совершеннее конкурентов из DAF, MAN, IVECO, TATRA или, например, GINAF – те, кто пристально смотрел за ходом последнего Дакара, знают, что завоеванные 4 первых места лишь создают видимость простой победы: Жерар де Рой получил травму и выбыл, грузовик Ханса Бекса перевернулся, двигатель Татры Алеса Лопрайса не выдержал бешеных нагрузок — отказала турбина. Франц Эхтер из Мана в напряженной борьбе отстал от Мардеева всего на 40 секунд!

Повышение надежности и безопасности машины — приоритетные задачи. Не переставая специалисты работают над снижением общей массы до минимально разрешенных 8500 кг, а так же над плавностью хода. В конструкции подвески появился гидроцилиндр отключения стабилизатора поперечной устойчивости, но на этом никто не собирается останавливаться. Еще одним краеугольным камнем является двигатель, установленный на последнюю модификацию машины ЯМЗ 8463. Турбодизель V8 выдает приличные 850 лошадиных сил и 2700 Нм крутящего момента, но все таки требует доработок. Основные его недостатки — это вес и прожорливость. Больше 100 литров топлива на 100 км пути обозначают не просто хороший аппетит — полный бак делает машину тяжелее на тонну! В модели 1997 года устанавливался огромный V12, выдававший 1050 л.с., но его избыточная мощность оказалась разрушительной для трансмиссии: из строя выходили коробка передач, редукторы переднего и заднего мостов. В итоге на место вернулся V8.

Рассказ Ильгизара оставил после себя двоякое ощущение. С одной стороны, стало совершенно очевидно, что с серийным "КАМАЗом" грузовик от "КАМАЗ-Мастера" не имеет практически ничего общего. Возможно, только кабина, да и то лишь внешне. Согласно последнему регламенту соревнований, автомобиль должен быть серийным, т.е., выпускаться количеством не менее 15 штук. Но даже специальные версии "КАМАЗа" значительно отличаются от раллийных по многим существенным параметрам. И это немного грустно. С другой стороны, впечатляет прогресс команды, создавшей самый успешный спортивный проект десятилетия. Созданный в недрах этого центра грузовик уникален и заслуживает самых лестных слов.

Здоровье прежде всего

Но машина — это только часть составляющей успеха российской команды. Во время невероятно суровых гонок устают и ломаются не только они, но и люди. Хорошо, если травмы ограничиваются только синяками, полученными в сумасшедшей продолжительной тряске. Часто это травмы позвоночника, различные суставные смещения и даже переломы. Здоровьем гонщиков здесь занимаются серьезно: для этого был построен специальный спортивный центр, не имеющий аналогов. Массажные кабинеты, сауна, турецкая баня — все это помогает снять напряжение и усталость организма.

Гордостью центра является спортзал, тренажеры которого способны восстановить организм после самых серьезных травм, в том числе компрессионных переломов позвоночника. Опытный пилот Сергей Решетников показал на живых журналистах, как работают эти тренажеры. Немного уставшие после авиаперелета и тест-драйва коллеги уже после нескольких упражнений выглядели бодрыми и делились впечатлениями. Хотя настоящее чудо в том, что Сергей сильно повредивший позвоночник, раскрошив два позвонка в Дакаре 2006 года, сейчас буквально пышет здоровьем. Вот она - знаменитая система доктора Бубновского в действии! Действительно, зря Де Рой младший отказался воспользоваться данной методикой.

После посещения спортивного центра нас пригласили на пресс-конференцию с Якубовым Семеном Семеновичем. Всегда яркий и харизматичный Якубов выглядел явно расстроенным. Выяснилось, что во время последнего тестового заезда Владимир Чагин получил сложный осколочный перелом правой руки во время приземления машины после прыжка. "А ведь никто из вас этого не заметил?!" - то ли резюмировал, то ли спросил Якубов. И в действительности, после заездов Владимир ответил на наши вопросы, да и на общей фотографии этого не заметно.

Все заготовленные вопросы стали какими-то незначительными, неважными. Встреча с легендой мирового автоспорта стала казаться неуместной, но Семен Семенович нашел в себе силы наполнить беседу позитивными эмоциями. Рассказывал он много и с большим вдохновением, отвечая на вопросы о конкурентах, тактике команды, целях и задачах, о кризисных ситуациях и выходе из них, о том, как строился этот технический и спортивный центр.

Большинство вопросов, как бы они не звучали, касались новых целей команды. Весь призовой пьедестал Дакара 11-го года и четвертое место в придачу — чего же более? Очень просто — победа в новом Дакаре. Это как вода, в которую не войдешь дважды. Новые соревнования несут в себе новые испытания. Команды соперников очень сильны и имеют огромную спонсорскую помощь, в десятки раз превышающую бюджет российской команды, а это значит на старте следующего марафона будут еще более серьезные машины.

Что же касается ситуации с финансированием нашей команды, Семен Семенович отметил, что банк ВТБ, несмотря на серьезную финансовую поддержку (за 2010 год она составила 1 млн евро) — больше, чем спонсор. Отсутствие каких-либо условий, поставленных перед командой банком, вполне конкретно отражает эти открытые дружеские взаимоотношения. Кстати, в личной беседе с начальником по маркетингу "КАМАЗ-Мастер" Светланой Климовой я узнал, что такие спонсоры как Michelin и Castrol появились у команды "КАМАЗ-Мастер" только после того, как на борту раллийной машины возник логотип престижного банка.

Помимо спонсорской помощи, дополнительные финансовые средства у команды появились от заказов на специальные версии машин. Якубов отметил, что проходимость грузовиков такова, что они могут выполнять роль транспорта для экстренной доставки грузов в самые сложнодоступные места. И МЧС потенциально могли бы использовать эти машины в своих целях.

Касательно вопроса про уход Владимира Чагина, Семен Семенович не без улыбки отметил, что Чагин еще несколько лет назад просил его об этом, но такая возможность появилась только сейчас. Выросли молодые пилоты, готовые к покорению новых высот — опытные и техничные, воспитанные внутри команды. А о возвращении легендарного гонщика он попросил нас не спрашивать — слишком беспокоила его травма Владимира.

Но, пожалуй, главным был вопрос о секретах побед. Машины и тактика — это немаловажные компоненты, как и мастерство гонщиков, но их не всегда бывает достаточно для победы в тяжелых условиях. И дело даже не геройстве: каждый участник, пересекший финишную черту на Дакаре, заслуживает восхищения. Ответ Семена Семеновича оказался очень лаконичным: секрет победы во взаимоуважении. Уважение исключает безответственность или проявление слабостей. Именно это качество укрепляет всю команду изнутри, делая ее сильной и эффективной. И, похоже, это действительно так и есть!

Технические характеристики (данные производителя):

КАМАЗ 4326-9
18,5 л
Габаритные размеры
Длина, ширина, высота, мм 7320xн/дx3230
Колесная база, мм 4250
Двигатель
Тип двигателя 8-цилиндровый, V-образный, ЯМЗ-8463.10-07
Максимальная мощность, л.с. (кВт) 830 (619) при 2500 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм 2700 при 1600 об/мин
Объем двигателя, см3 18470
Масса
Снаряженная масса MT/AMT, кг 9500
Грузоподъемность MT/AMT, кг н/д
Трансмиссия
Тип привода полный
КПП ZF16S-251, 16-ступенчатая
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 190
Разгон 0-100 км/ч, с 9,6
Потребление топлива
Смешанный цикл, л/100км 100
Тип топлива спортивное топливо
Объем топливного бака, л 1000


Читайте также

Тестируем будущий бестселлер - обновленный Volkswagen Tiguan

Только стоило привыкнуть к шустрым и компактным "Тигуанам" от Volkswagen, покоряющим городские улицы и загородные шоссе, как их обновили. Фотографии рестайлинговой версии были доступны для изучения уже давно, но познакомиться поближе с этим паркетником удалось только в начале июня в Германии.


Opel Zafira: Логичный выбор

Чем Zafira способна привлечь и частника, и корпоративного клиентаВ очередной раз совмещая законный отпуск с работой, я поступил как эгоист. Мне нужно было протестировать Opel Zafira с новой 6-ступенчатой АКП, поскольку во время официальной ...


Citroen C-Elysee: изучаем нового бюджетного "француза"

Це-Элизе, Э-Ли-Зе! Звучное, но заковыристое название нового бюджетного седана Citroen C-Elysee я учу чуть ли не по складам! В России об него точно язык сломают, так что у нас "французу" уже подобрали имя попроще: "Елисей". Будем знакомы, Елисей Ситроенович?


Ищем польских гномов за рулем Renault Megane с вариатором

Не слишком мощный (114 л.с.) мотор и не особо популярный среди покупателей вариатор - эта комбинация помогла АвтоВестям за одни выходные узнать много нового и интересного о Южной Польше. А насколько хорошо она подойдет для повседневной езды по российским дорогам?