Opel Astra: Классика жанра.

Купе — это целый раздел в истории мирового автомобилестроения. Возможно, лучший раздел. Есть в нем и страничка, посвященная спортивным купе с маркой Opel. Самые яркие строчки сюда вписал Opel GT, захватывающе красивый «европейский Corvette» 60—70-х годов. Потом в истории рюссельсхаймских купе были стильные Manta и Monza, азавершалисписокстремительная Calibra и симпатичная Tigra. Нынешней весной появилось новое имя — Astra Coupe.

Подойдя к шеренге разноцветных автомобилей, я слегка опешил. Купе? Да это же обычная трехдверная Astra! Та жесерьезная «мордочка», такая же линия крыши...Э-э-э, нет, ошибся. Крыша-то здесь другая, более покатая. И сзади вместо третьей двери — маленькая крышка багажника, словно на седане. А две широкие двери, как и подобает настоящему купе, лишены оконных рамок, и когда их захлопываешь, стекла автоматически поднимаются вверх, заползая на уплотнители дверных проемов.

Но все-таки я немного расстроился. Бесспорно, новый силуэт, чуть припухшие бамперы и новые легкосплавные колеса украшают Coupe. Но все же машина слишком похожа на обычный трехдверный хэтчбек, который, впрочем, выглядит очень стремительно и спортивно. Но того ли мы ждали от итальянцев из ателье Bertone, которым вместе с рюссельсхаймскими инженерами было доверено вписатьновую строчкув «купейную» историю автомобилей Opel?

С другой стороны, давайте еще раз обратимся к прошлому. Ведь седанчики Opel Kadett еще с 60-х годов всегда имели недорогую двухдверную модификацию с покатой крышей. И именно такие автомобили, скромные, но с подчеркнуто изящным силуэтом, чаще всего покупала молодежь с невысокими доходами... Не на эту ли категорию покупателей и рассчитывают создатели Астры-купе?Устроившись в спортивном кресле, я первым делом отметил одну приятную мелочь — рычажки откидывания передних сидений здесь одновременно выполняют роль крючков, за которые зацепляются ремни безопасности, и за ними не надо тянуться к далеко отнесенной назад средней стойке кузова.

Но интерьер разочаровал. Даже обычная Astra хоть и функциональна внутри, но, увы, не воспринимается как достижение дизайнерской мысли. А на Coupe всего-то изменений, что светлая окраска пластика центральной консоли и хромированные ободки у шкал приборов. И на креслах опелевцы явно сэкономили — сиденья только выглядят спортивными, а продуманным профилем отнюдьне блещут.

А когда я узнал, что мне досталась самая слабая модификация с 1,8-литровым двигателем мощностью всего 115 л. с., который знаком по моделям Astra, Vectra и Zafira, то и вовсе приуныл. Катил себе неспешно по автострадам итальянского острова Сардиния, где опелевцы устроили тест-драйв, и рассуждал о превратностях переменчивого времени. Ведь раньше, лет двадцать пять назад, такое купе действительно считалось «заряженным», а 115 силвыдавали хорошие двухлитровые моторы. А теперь такую мощность снимают с меньшего рабочего объема, и токсичность выхлопа при этом стала во сто крат ниже...

Но боевого настроя эти мысли не прибавляли. К тому же, по управляемости купе тоже не особенно отличалось от нашего редакционного седана Opel Astra 1.6. Конечно, здесь реакции на поворот обычной астровской баранки более отточенные, а плавность хода как минимум не хуже. Но для меня более значительным в тот момент казалось то, что свист ветра в безрамочных стеклах слышится уже после 120 км/ч. Зато характерного «троллейбусного» подвывания электронасоса гидроусилителя руля, которым сопровождает городские поездки редакционная Astra, здесь практически не слышно: после многочисленных нареканий Opel сменил поставщиканасосов,и «троллейбусная» проблема была решена.Слава Богу, что потом мне все-таки удалось пересесть на машину помощнее, с 2,2-литровой 147-сильной «четверкой». И что как раз в этот момент закончилась скучная автострада. Передо мной — манящая извилистая лента прибрежной горной дороги!

Дополнительные 30 сил преобразили разгонную динамику машины кардинально. Мотор оказался не только тяговитым, но и «крутильным». Особенно резво Astra отзывалась на газ после 4000 об/мин, выстреливая вперед после очередного поворота... ну, если не как из пушки, то как из ружья. Пусть даже мелкокалиберного, но с настоящей «убойной» силой! А легкий басовитый призвук настроенного выхлопа, доносящийся из-под днища, заставлял забыть о первых разочарованиях. И только сожаление по поводу не слишком удобных кресел не исчезало: увы, я вспоминал о наличии боковой поддержки только когда упирался локтем в правый прилив спинки при включении второй передачи.

А характер автомобиля все продолжал разворачиваться, раскрываться лучшими своими чертами. Теперь, когда я мог без труда разогнаться на коротких прямых и бросить Opel в очередной просматриваемый вираж, Astra Coupe стала демонстрировать изюминки управляемости. Главное здесь — безопасность и комфорт. Реакции машины не резкие, но в меру быстрые, почти без запаздываний. Руль достаточно упруг, но в околонулевой зоне, при небольших подруливаниях, чувствительность невысока. И поэтому водителю Coupe все же не дано испытать той пьянящей прямой связи с передними колесами, что дарят лучшие по информативности рулевые механизмы. Зато нестись по автобану на высокой скорости можно будет спокойно, не напрягаясь.

А самое приятное то, что даже отчаянные атаки на извивы горной трассы происходили за рулем этой машины легко и тоже очень, очень безопасно. Если войти в поворот слишком быстро, то Astra начнет скользить наружу передними колесами. Стало страшно? Сбрось газ, доверни руль — и машина, накренившись и окончательно выбрав ход подвески, послушно нырнет внутрь с легким заносом, стирая верхний слой протектора уже у задних шин. Порой мне казалось, что этот Opel сделан просто всепрощающим...

Конечно же, это не так, и у каждой машины есть предел. Поэтому я осадил автомобиль и свернул на площадку над морем, давая остыть и себе, и четырем раскаленным тормозным дискам. Потом двинулся в обратный путь. Впрочем, тоже не слишком медленно. Ведь надо было не опоздать на вечернюю встречу с опелевскими инженерами...

За разговорами выяснились прелюбопытнейшие нюансы. Во-первых, так понравившийся мне 2,2-литровый двигатель — это совершенно новый силовой агрегат, который сборная команда инженеров концерна GM разрабатывала не где-нибудь, а в британском Норвиче, в лабораториях фирмы Lotus! Причем в работе принимали участие и американцы, и шведы из фирмы Saab, и опелевцы. А все потому, что новый двигатель сделан «глобальным» и будет устанавливаться не только на Opel Astra Coupe и грядущий Opel Speedster, но и на многие автомобили почти всех марок концерна GM.Кстати, раньше 150 сил опелевские мотористы снимали с двухлитрового мотора Opel 20 XE, которым оснащали «горячую десятку» ВАЗ-21106 и который нынче «деградировал» в 136-сильный двигатель новой серии Ecotec. Новый 2,2-литровый силовой агрегат — тоже из экотековской когорты, и при чуть худшей удельной мощности он удовлетворяет очень жестким экологическим нормативам Euro IV, которые вступят в силу только в 2004 году.

И в настройке управляемости тоже заметно влияние английской школы. Создатели Coupe применили чуть более жесткие пружины и амортизаторы, но при этом «распустили» передний стабилизатор поперечной устойчивости. Помнится, именно так были настроены «горячий хэтчбек» Proton Satria GTI (над подвеской которого работал тот же Lotus) и мощный Saab 9-3 Viggen, в создании которого шведам помогали инженеры британской компании TWR. Кстати, по соотношению массы и мощности самая быстрая Astra Coupe, которая будет оснащаться двухлитровым 190-сильным турбомотором, недалеко ушла от шведского истребителя. Жаль, что турбокупе еще не готово и прокатиться на нем мне пока не удалось.

«Подвески любых автомобилей, как правило, настраиваются в расчете на самую мощную версию, — рассказывал инженер-подвесочник из Рюссельсхайма. — Так что сегодня вы ездили на машинах, подвески которых в сочетании со 190-сильным турбомотором способны на большее...»

И все же, несмотря на всю радость от вождения 2,2-литровой версии, недоумение не проходило. Ведь если этот двигатель поставить на обычный трехдверный хэтчбек (а это произойдет в самом скором времени), да еще и настроить подвеску, то машина выйдет ничуть не хуже! Хотя... В полном соответствии с законами инженерного жанра, двухдверный кузов Coupe получился на треть жестче, чем у четырехдверного седана, что обязательно сказывается на управляемости. Возможно, это и может стать решающим аргументом при выборе купе. А шильдик Bertone на боковинах? А «эксклюзивный» статус? Ведь Opel Astra Coupe будет собираться не в Германии, а на новой, специально построенной линии завода Bertone в Грульяско под Турином, в количестве около 30000 автомобилей в год. И главное — то, что двухдверный автомобиль будет лишь немногим дороже, чем обычная Astra.

Да, новая строчка в историю рюссельсхаймских купе вписана не самым крупным шрифтом. Но Astra Coupe тем и хороша, что позволяет приобрести билет для поездки в настоящем купе по цене плацкарты. Двухдверный автомобиль с отдельным багажником, легкий и быстрый, с умеренным расходом топлива... Новая классика жанра?


Л. ГОЛОВАНОВ

Комментарии к фотоматериалам:

1. Astra Coupe может оснащаться системой ESP (для версии Turbo она обязательна).

2. Лишенная оконной рамки широкая дверь и сдвижное переднее кресло открывают вполне удобный доступ на заднее сиденье, где лишь немногим теснее, чем в трехдверном хэтчбеке.

3. Несмотря на то, что двухдверный кузов весит всего 256 кг, его жесткость на кручение составляет 18000 Нм/град. (у четырехдверного седана — 12000 Нм/град.). Коэффициент аэродинамического сопротивленияСх — 0,28.

4. В подвеске, в отличие от обычных Астр, изменены характеристики не только пружин, амортизаторов и стабилизаторов поперечной устойчивости, но и всех резинометаллических соединений.

5. Блок цилиндров нового «глобального» 2,2-литрового двигателя отлит из алюминиевого сплава и оснащен двумя балансирными валами, снижающими уровень вибраций. Любопытно, что для привода двух распредвалов инженеры вновь применили однорядную роликовую цепь, отказавшись от зубчатого ремня, — по их словам, цепной привод более компактен и надежен. А механизм изменения фаз газораспределения для этого двигателя пока только разрабатывается.

6. Спортивный автомобиль с двигателем V8, подготовленный на базе нового купе, примет участие в гонках возрождаемого немецкого кольцевого чемпионата DTM.


Читайте также

Колесим по Сицилии на универсалах Opel Astra и Opel Insignia

Идеальная формула машины для путешествий не так сложна. Большой багажник - чтобы все поместилось. Удобные сиденья - чтобы ничего не затекло. Услужливый "автомат": бодрому водителю - подыграть, уставшему - дать возможность не думать о передачах. Соответствуют ли этой формуле универсалы марки Opel?


Opel Insignia: Кто музыку заказывает?

«Моцарту понравилось бы такое смешение стилей – строгого немецкого и элегантного американского», – думал я, прогуливаясь вдоль седанов и хэтчбеков, увенчанных молниеподобной эмблемой. Впрочем, еще полвека назад дизайнеры заимствовали некото ...


Экстрим Opel Zafira

Как только прогрелся мотор Zafira OPC, шансов у соседей по потоку не остаётся. Двигатель легко и быстро срывает передние колёса, а разгон сопровождает агрессивный рокот.


Супер-вторник на АвтоВестях: как разогнаться до 320 км/ч за 15 секунд

Журналисты легендарного британского издания evo помогают читателям АвтоВестей познакомиться с самыми быстрыми машинами на планете. В первом выпуске новой еженедельной рубрики - впечатления от поездки на Hennessy Venom GT. И рассказ о том, как и где можно прочесть все статьи evo на русском.