UAZ Patriot: новой раздатке пес не товарищ

Внутри обновленного "Патриота" гораздо уютнее, чем на борту его предшественника - вот только животных из сумок-перевозок здесь лучше не выпускать. У новой раздаточной коробки есть важные достоинства - но в полной мере насладиться ими можно только с помощью похожих на шаманские ритуалов.

- Да у тебя правый бак под завязку полный! - заправщик обескураженно смотрит на ручьем текущие из правого бака излишки бензина. Но заправщик не виноват. И я не растяпа. Да, на обновленном "Патриоте" все те же два стальных топливных бака по 36 л (по инструкции, чтобы жизнь медом не казалась, их каждые 30 000 км еще и промывать надо). И правый бак по-прежнему основной. Только уровень топлива в нем я посмотреть не могу: сломался механизм, который позволяет переключать указатель уровня топлива с одного бака на другой. Похоже, тест-драйв будет веселенький. Потому что попутно в машине прикуриватель уже не хочет прикуривать, а подогрев передних сидений - подогревать что бы то ни было...

Расслабился я на этих иномарках, потерял патриотически-боевой настрой! Забыл, что садиться в отечественный автомобиль без пригоршни предохранителей - проявление наивности. Проводку "Патриота" обещают со временем заменить на новую, мультиплексную – может, тогда электрика наконец-то станет надежнее? Ну а пока - делать нечего, лезу менять. Кстати, схему расположения предохранителей надо смотреть в инструкции, на съемной крышке распределительного щитка ее нет. 

Тестовый "Патриота" я забираю уже после заката. Над головой – все те же два подслеповатых "глазка" штурманских фонариков (и когда завод разродится на полноценные плафоны?), и по обновленному салону я шарю в основном на ощупь. Но помнят руки-то! Вот она, все та же регулировка подушки сиденья с помощью "крутилок" - чтобы с ними управиться, лучше всего оставить дверь открытой и вдобавок привстать на сиденье. Все так же туго работают нподрулевые переключатели, а в алгоритме прерывистого режима передних дворников "без поллитры не разберешься".

А вот за новый руль немецкой фирмы Takata-Petri - спасибо. Он меньше, чем прежний, перекрывает приборы, и пластик обода хоть и жесткий, но более цепкий. Да и при вращении "баранка" уже не скребет по кожуху рулевой колонки, как бывало раньше. Прогресс? Прогресс, но опять наполовину. Потому что у настройки руля по высоте по-прежнему всего три положения, а фиксатор рулевой колонки по своей кондовости и тугости все так же похож на рычаг пушечного затвора – настоящий силовой тренажер! Кстати, никуда не делись и привычные сильные стуки в рулевом кардане на кочках. 

Зато новая панель приборов в целом удалась! Лаконичная, ручки-кнопки под рукой, дизайн вполне современен, контрастная расцветка радует глаз, а приятный податливый пластик понравится любителям мягонького. Причем на кочках панель "молчит", как партизан - за счет уменьшенного на 30% количества деталей, трубы-усилителя внутри и переделанных воздуховодов. И наконец-то теплый воздух в ноги водителя и переднего пассажира равномерно дует сверху, а не сбоку, как раньше (когда зимой одна нога мерзла, а вторая поджаривалась). Основная климатическая установка тоже полностью новая, от немецкого филиала японской фирмы Sanden (заднюю печку делает французское отделение Eberspacher). Кондиционер теперь автоматически поддерживает заданную температуру, а у заслонок регуляторов температуры и распределения потоков уже не механические, а электрические приводы.

Но эйфория от перемен длится недолго, пока не начнешь вникать в детали. Например, при включении первой передачи рукой нередко достаешь до "крутилок" климатической установки. А при попытке залезть в высокий Patriot руки теперь хватают пустоту: поручень над водителем зачем-то убрали. Ладно я, парень рослый и длинноногий: залезая в салон, через высокий и широкий порог могу прямо-таки перешагнуть, растянувшись в полушпагате. Но не всем же так с ростом и гибкостью повезло! Хоть бы ручку на стойку лобового стекла прикрутили… Внутри исчезли пепельницы и постоянно клинивший выдвижной подстаканник. Основной бардачок теперь вмещает бумаги А4, но места под мелочевку, увы, стало меньше: мобильник можно приткнуть разве что в подстаканник. До сих пор нет встроенного маршрутного компьютера. Еще очень не хватает круиз-контроля: из-за высокой педали газа в дальней дороге затекает правая нога. На ходу все так же трясутся боковые подпружиненные зеркала, смазывая "картинку", а вот внутрисалонное зеркало больше не дрожит - его теперь клеят на лобовое стекло.

Зато в Ульяновске расщедрились, например, на новую тканевую обивку для дверей. На новый подлокотник водительской двери перенесли кнопки стеклоподъемников и джойстик регулировки зеркал. Поставили изнутри на двери новые кнопки блокировки замков, из которых уже не вываливаются окантовки. Да что там кнопки – впервые в истории завода разорились даже на полезнейший в наших условиях электроподогрев лобового стекла, о котором раньше уазоводы даже не мечтали! 

И снова рано я радовался. Все в нашем автопроме какое-то… недоделанное! Из-за "кривых" реле подогрева лобового стекла, которые приводили к разрядке аккумулятора, завод уже объявил отзывную кампанию. Нажать и вытянуть обратно тугие кнопки блокировки замков, запирающихся все с тем же характерным стуком, смогут только сильные мужские руки - и то пока на улице тепло (а что будет зимой?). Отдельная клавиша для центрального замка? Нет, не слышали! Тогда еще подсказка: если на жесткий пластик подлокотника прилепить "островок" мягкой ткани, то класть туда локоть в дальней дороге будет комфортно. И когда водитель может управлять стеклоподъемниками всех дверей, а не только передних – это тоже есть хорошо.

Но блок стеклоподъемников с четырьмя кнопками появится только заодно с новой проводкой. А пока приходится в прямом смысле слова изворачиваться. Так вышло, что на фотосъемку со мной затесалась собака, которая, забравшись на задний диван, стала привычно пялиться в окно, встав на подлокотник двери передними лапами. И благополучно наступила на клавишу, опустив стекло на ходу в разгар штурма очередной лужи! Поднять стекло с водительского места нельзя - пришлось на ходу тянуться рукой назад. И так – раз пять подряд, потому что непоседливая псина упрямо топтала кнопку, а клавиши блокировки стеклоподъемников тоже нет. К тому же, стекла можно опустить даже при вынутом ключе зажигания и включенной сигнализации: то есть на стоянке оставленные в салоне собака или кошка могут легко открыть окно и сбежать. А если в машине любопытный ребенок, которому только дай кнопки потыкать? 

И это еще не весь список. Двери при открывании все так же хрипят ограничителями, да и дверные ручки все такие же тугие. Кстати, открывая дверь снаружи, старайтесь тянуть ручку строго горизонтально, иначе пластиковая конструкция так и норовит расслоиться на составляющие. Еще Patriot очень "музыкален": скрипят педаль сцепления и катушка водительского ремня, клацают релюшки, гудят моторчики дворников (причем машут щетками они вразнобой) и стеклоподъемников (правое переднее стекло уже еле ползает), а аккомпанирует им подвывающий насос омывателя. Основной вентилятор "климата" на удивление тихий, но в режиме отопления, когда отключен кондиционер, включается дополнительный электронасос "печки" – его надоедливое гудение особенно хорошо слышно в пробках и на малых скоростях (в будущем УАЗ планирует от этого насоса отказаться). Создателям штатной российско-китайской магнитоле "Урал" медведь оттоптал руки заодно с ушами: звучание совершенно плоское, годится разве что для радио, а от запрятанного в бардачок USB-кабеля не получилось зарядить планшет. А от сдавленного сипения клаксона и вовсе неловко – с виду-то такой солидный внедорожник!

Но окончательно добили меня подложенные под скобы дверных замков куски наждачной бумаги. Как, опять?! Еще осенью 2009 года, после теста UAZ Patriot с дизелем Iveco, мы написали на завод целый запрос по этому поводу - и получили ответ, что наждачка "предотвращает непроизвольное перемещение скоб в процессе эксплуатации". Прошло четыре года. Прогресс очевиден: куски наждака стали обрезать аккуратнее.

Может, с новой раздаточной коробкой получилось без наждачных шершавостей? Для начала вместо прежнего рычага - пластиковая шайба! Сама раздатка с электроприводом включения переднего моста и пониженного ряда несет на себе клеймо Hyundai Dymos, выпускается в Китае (там дешевле) и отчасти аналогична агрегату, который ставился на первое поколение внедорожника Kia Sorento. Но главное - выросло передаточное число "понижайки": со скромных 1,94 (даже у старушки "Нивы" больше – 2,14) до 2,56. В мостах остались прежние главные пары (4,11 у бензинового мотора и 4,62 у дизеля), так что, с новой раздаткой Patriot теперь должен ломиться по бездорожью еще увереннее. Проверим!

Но сначала надо добраться до "полигона". Ключ на старт – и под капотом привычно зарокотал, задрожал на холостых оборотах хорошо знакомый уазоводам бензиновый 2,7-литровый мотор ЗМЗ, развивающий все те же 128 "лошадей". Вот и повадки "Патрика" не изменились. Звучит мотор приятно и басовито, этого не отнять. Но динамика двухтонного внедорожника во всех режимах вся такая же невнятная (о времени разгона до сотни завод до сих пор умалчивает), зато расход бензина – внятнее некуда: 11,5 л/100 км по трассе и до 20 л/100 вместе с проселками и бездорожьем. Трассовый расход, кстати, не удивляет: из-за "тяговых" передаточных чисел трансмиссии приходится держать высокие обороты: на 80 км/час - в районе 2000 об/мин, а на 120 км/час – уже 3000 оборотов, вовсю мечтая о шестой ступени. Раскочегарился я и до максимальных 150 км/час (у дизеля только - 135 км/час). Patriot идет ровно, но выдает такие шумы и вибрации, словно вот-вот взлетит, хотя в целом машина все же стала чуть тише, чем раньше.

Не удивили тяжелая педаль немецкого сцепления LuK вместе с тугим длинноходным рычагом корейской "пятиступки" Dymos (передачи нередко приходится буквально вбивать), дребезжание выпускной системы, "рычание" трансмиссии на разгоне и клацания на переключениях – все это я не раз проходил, и каких-то особых перемен в обновленном "Патриоте" не увидел. АБС Bosch все так же скрежещет, особенно на "ползучих" скоростях, но есть надежда, что новая, девятая версия этого девайса, обещанная к 2014 году, будет тише. Педаль тормоза надо все давить все так же решительно, поскольку уверенно "схватывать" тормозные механизмы (диски спереди, барабаны сзади) начинают примерно с середины длинного хода привода. 

Управляемость? Оставьте эти буржуйские замашки! Руль в УАЗе не для оценки нюансов поворачиваемости. Он для того, чтобы за него держаться и задавать направление движения: прямо, направо, налево. При этом люфтящая и лишенная обратной связи "баранка", требующая постоянных подруливаний, быстро учит пресекать блуждания "Патриота" одним отработанным движения твердой руки. А "поблудить" высокий Patriot любит, особенно при перестроениях и активных торможениях на крейсерских скоростях, когда внедорожник периодически начинает "крестить" - и едешь уже не прямо, а зигзагами. При этом системы стабилизации, разумеется, тоже нет - и непонятно,когда она появится. В общем, все та же машина для крепких мужиков с не менее крепкими нервами.

Оставив чуждый для "Патрика" асфальт позади, с облегчением спрыгиваю на разбитые грейдеры и раскисшие проселки: теперь Patriot дома! То, как он едет по плохим дорогам, можно описать одним коротким и емким словом: пофиг. Глубокие ямы, кочки, поперечные промоины, торчащая из покрытия щебенка? Плевать! Потряхивает, конечно, но на руль почти не проходят толчки, а толчки при проезде мелкие и средние неровности "тонут" где-то в недрах подвески и в боковинах высокопрофильных шин. Скорость, с которой можно "вваливать" по грунтовкам, регулируется только градусом жалости к машине и пассажирам второго ряда – из-за рессорной задней подвески при таких "гарцеваниях" им жестковато.

С выносливостью и всеядностью подвески "Патриота" я был знаком и раньше. Равно как и с его общеизвестными внедорожными талантами. Но сюрприз пришел, откуда не ждали – его подкинула новая раздатка. Выяснилось, что от вибрации при проезде дорожных неровностей или даже легкого прикосновения к селектору выбора режимов трансмиссии… самопроизвольно подключается передний мост! Весь тест система фактически жила своей жизнью, подключая и отключая передок, когда ей вздумается. Вдобавок принудительно отключить его получалось через раз! Причина явно крылась в разболтанной "шайбе" переключателя раздатки (пробег тестовой машины – всего 4000 км), внутри которой происходил банальный "недоконтакт". На УАЗе об этой проблеме знают и уверяют, что ее уже "вылечили" и проблемный переключатель можно поменять по гарантии. 

А этот алгоритм включения пониженного ряда! На оснащенных такими же "электрифицированными" раздатками внедорожниках вроде Great Wall Hover, SsangYong Kyron, нового Chevrolet Trailblazer включить и передний мост, и понижайку можно без проблем, интуитивно. У "Патриота" же этот процесс похож на магический ритуал. Подключенить передний мост можно на ходу. Но для включения пониженной передачи останавливаемся, ставим КПП в нейтраль и отпускаем сцепление. Из положения 4Н (верхний ряд) крутим шайбу до упора вправо, держим 3-5 секунд, отпускаем селектор (под действием пружины он сам вернется в положение 4L), затем  в течение двух секунд выжимаем сцепление – и ждем волнующего момента, когда на "приборке" загорится символ 4L. Переход обратно на повышенный ряд аналогичен: переводим "шайбу" из положения 4L в 4Н на нейтрали в коробке, и затем в течение 2 секунд выжимаем сцепление. Не алгоритм, а какие-то шаманские обряды, право слово! 

Но если духи соблаговолят и все получится, то в награду вас ждет радикально увеличившаяся тяговитость. На пониженной передаче обновленный Patriot лезет вперед с еще большим напором и упрямством, пока под колесами есть "зацеп", а под мостами – просвет. Причем новая корейская раздатка с многозвенной цепью Морзе практически бесшумна на фоне прежней уазовской раздаточной коробки с завывающими шестернями. И никакого зуда от рычага раздатки! Но если вдруг заглох, раздатка самовольно переходит с пониженного ряда на повышенный. Опять какие-то чудеса! Правда, в Ульяновске все же обещают изменить алгоритм управления раздаткой: его внедрят с 1 марта 2014 года, а инструкцию по эксплуатации снабдят дополнительным вкладышем.

В итоге смысл появления новой раздаточной коробки я до конца так и не понял - вопросов осталось больше, чем ответов. Зачем этот электронный девайс, на который потенциальный покупатель будет смотреть настороженно – и, как видим, не без оснований? К чему эти заигрывания в кроссовер, если даже с несложным узлом возникают такие "заморочки". На Mitsubishi Pajero Sport, Jeep Wrangler и Land Rover Defender раздатки управляются рычагами - и никто не возмущается. Не проще ли (и дешевле) было бы доработать прежнюю уазовскую раздатку и поставить в нее шестерни с увеличенным передаточным числом - как это уже давно делают в тюнинг-мастерских? Ведь уровень звука при работе трансмиссии для покупателей "Патриота" явно не на первом месте, особенно если сравнивать с дешевизной, простотой и ремонтопригодностью. И разве кроме раздатки в Patriot нет других проблемных мест? Машину еще доводить и доводить до ума - сейчас этим традиционно занимается покупатель, за многолетние терпение и "лояльность бренду" которого весь Ульяновск просто обязан поднимать первый тост в Новогоднюю ночь... 

Кстати, в ответ на последний вопрос в Ульяновске обещают очередные улучшения. Так, в ближайшие год-два "Патриот" переживет серьезный рестайлинг, получит новую проводку, новый 2-литровый бензиновый турбомотор ЗМЗ (150 "сил", 330 Нм) и даже коробку-автомат. Управляемость подятнут, а кузова будут цинковать. Но неизбежно вырастет и цена, выбивая "Патриота" из освоенной им в отсутствие конкурентов ниши и вплотную приближая по цене к главному сопернику - китайскому Great Wall Hover, который сегодня можно купить за 699 000 рублей. А там уже маячит и SsangYong Kyron (базовая цена - 829 000 рублей). Самый же дешевый "Патриот" сейчас оценен в 529 000 рублей (комплектация Welcome). Прежняя механическая раздатка пока доступна только в этой версии, а из "благ цивилизации" – только передние и задние электрические стеклоподъемники, подогрев зеркал с сервоприводом, атермальные стекла, иммобилайзер, центральный замок и заслонки отопителя с электроприводом.

Во всех остальных комплектациях – пока только "электрическая" раздатка. Кондиционер доступен, начиная с версии Comfort (629 000 рублей), АБС – с исполнения Limited (669 000 рублей). В 29 000 рублей обойдется зимний пакет с подогревом лобового стекла и обоих рядов сидений,  аккумулятором повышенной емкости и второй "печкой". В 670 000 рублей обойдется спецверсия Trophy, а новое исполнение Arctic, в которое входят и зимний пакет, и жидкостной предпусковой подогреватель Eberspacher, потянет уже на 725 000 рублей – новый рекорд цены "Патриота"! То ли еще будет? 

 Технические характеристики (данные производителя):

Название автомобиля
Модель 1 Модель 2
Габаритные размеры
Длина, ширина, высота, мм 4700х1955х2000 4700х1955х2000
Колесная база, мм 2760 2760
Дорожный просвет, мм 210 210
Колея передняя, мм 1600 1600
Колея задняя, мм 1600 1600
Радиус поворота по шинам, м н/д н/д
Объем багажника, л н/д н/д
Двигатель
Тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый 4-цилиндровый, дизельный
Максимальная мощность, л.с. 128 при 4600 об/мин 113 при 3500 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм 209 при 2500 об/мин 270 при 1800-2800 об/мин
Объем двигателя, см3 2693 2235
Степень сжатия н/д н/д
Диаметр цилиндра, мм н/д н/д
Ход поршня, мм н/д н/д
Масса
Снаряженная масса MT/AMT, кг 2125 2165
Грузоподъемность MT/AMT, кг 525 525
Трансмиссия
Тип привода Подключаемый полный Подключаемый полный
КПП 5-МКПП 5-МКПП
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 150 135
Разгон 0-100 км/ч, с н/д н/д
Потребление топлива
Городской цикл, л/100км X,X н/д
Загородный цикл, л/100км X,X н/д
Смешанный цикл, л/100км X,X н/д
Тип топлива Бензин, АИ-92 Бензин, АИ-92
Объем топливного бака, л 2х36 2х36

 


Читайте также

Обкатываем по молдавским глубинкам обновленный кроссовер Mazda CX-7

Рестайлинговая версия Mazda CX-7 красуется в автосалонах с первых дней лета. Интерес к автомобилю возник сразу же после старта продаж, а очереди растянулись на несколько месяцев. Узнать, в чем секрет новинки, нам удалось на тест-драйве кроссовера, который Mazda устроила в Молдавии.


Ищем польских гномов за рулем Renault Megane с вариатором

Не слишком мощный (114 л.с.) мотор и не особо популярный среди покупателей вариатор - эта комбинация помогла АвтоВестям за одни выходные узнать много нового и интересного о Южной Польше. А насколько хорошо она подойдет для повседневной езды по российским дорогам?


Opel Corsa против Skoda Fabia

На тест-драйве Corsa была представлена двумя автомобиля. Одна будет соперничать с Fabia в драйверских дисциплинах, а другая по удобству салона. Посмотрим, что из этого выйдет.


Первый тест нового Volvo XC90: задавайте вопросы!

Новое поколение кроссовера ХС90 - эпохальная модель для Volvo. Автомобиль буквально нашпигован новейшими технологиями и системами безопасности, а уровень роскоши задает свой тон в сегменте. Уже завтра ведущий программы "АвтоВести" Павел Блюденов сядет за руль новинки. Есть вопросы? Задавайте!