Opel Vectra: Вектор спокойного успеха.

Так уж получилось, что в нашей стране объемы продаж подержанных иномарок в несколько раз превосходят объемы продаж новых автомобилей иностранного производства, причем имена фаворитов и среди первых, и среди вторых известны буквально каждому. В рамках проводимой «Колёсами» программы испытаний подержанных машин мы познакомили наших читателей с двумя из трех бестселлеров питерского рынка, относящихся к нижнему среднему классу (он же класс «D»), - моделями Volkswagen Passat III (N6’99) и Audi 80 (N15’99). А сегодня наша коллекция пополнится третьим суперпопулярным персонажем.

История.
Название этого автомобиля не означает ровным счетом ничего - оно одним из первых в мировой практике было синтезировано на компьютере. Во всяком случае, так утверждали представители Adam Opel AG. Тем не менее, оно самым непосредственным образом перекликается с весьма емким математическим термином «вектор». Opel Vectra заменил устаревшую модель Ascona на конвейере завода в Рюссельсхайме летом 1988 года, а вскоре производство машины под маркой Vauxhall началось и в британском Лютоне (кстати, наш «испытуемый» волею судеб несет на решетке радиатора именно воксхолловскую эмблему, хотя является «истинным арийцем»). Той же осенью автомобиль завоевал серебро европейского конкурса «Автомобиль 1989 года».
Первое время Vectra комплектовался бензиновыми двигателями объемом 1.4-2.0 литра и 1.7-литровым дизелем. Мощные модификации, в том числе и с шестицилиндровым двигателем, а также версия с приводом на все колеса появились после модернизации 1992 года. А самый крутой Vectra - с 204-сильным турбомотором и полноприводной трансмиссией, заимствованными у купе Calibra, - дебютировал уже на закате модели, в конце 1993-го. Когда еще полтора года спустя на свет появилась модель второго поколения, или Vectra B, General Motors перенесла производство машины в Бразилию, где она некоторое время выпускалась под маркой Chevrolet. За восемь лет автомобиль разошелся общим тиражом около двух миллионов экземпляров, и на протяжении нескольких лет подряд он возглавлял европейский список самых популярных моделей класса «D». На его платформе были созданы Opel Calibra и Saab 900/9-3, а в 1995 году Джон Клиланд на однотипном Vauxhall Cavalier выиграл британский чемпионат кузовных автомобилей ВТСС.
Объективности ради для детального знакомства мы выбрали машину в самой простой комплектации: с 1.6-литровым двигателем с системой впрыска, и с наиболее распространенным в России кузовом седан. Этот Vectra выпущен в 1993 году и за свою жизнь успел набегать около 102.000 км.

Снаружи.
Обновленный Vectra внешне отличается от автомобилей 1988-92 гг. производства иным оформлением решетки радиатора, на которую с крышки капота «переселилась» увеличенная фирменная эмблема, иной формой рассеивателей головной оптики и окрашенными в цвет кузова бамперами (ранее это было прерогативой топ-модификаций). И, надо признать, изменения пошли машине только на пользу. Vectra и так выделялся несвойственной автомобилям такого класса солидностью и выдержанностью, причем лишенными малейших признаков консерватизма: высокая линия багажника, покатая крыша и закругленные задние боковые окна смотрелись в конце восьмидесятых очень актуально и вносили в облик машины нотки свежести и динамичности. А подретушированный Vectra стал выглядеть еще респектабельнее. Нельзя сказать, что на сегодняшний день этот Opel катастрофически устарел - его скромный и сбалансированный дизайн не был наделен яркими, остроактуальными чертами, которые имеют свойство быстро выходить из моды.

Внутри.
Комплектация данного автомобиля является базовой; подняв архивы, мы выяснили, что в 1993 году в нее входили: пятиступенчатая механическая коробка передач, гидроусилитель рулевого управления, люк с механическим приводом, централизованная система управления замками дверей и складывающая спинка заднего сиденья.
Глубоко симпатично то, что создатели машины в своей работе не руководствовались принципами жесткой экономии. Интерьер хоть и выдержан в том же взвешенном стиле, что и экстерьер, но в его оформлении применены высококачественные (с поправкой на «классовую принадлежность» модели) пластики, а большинство деталей не только не оставляют ни малейших сомнений в своей надежности и прочности, но и хорошо продуманы с точки зрения эргономики. Взять хотя бы водительское место. Идеальное по форме сиденье оснащено регулировкой по высоте, которая осуществляется вращающейся ручкой, похожей на ту, что управляет стеклоподъемниками. По завершению процесса подгонки кресла (а такую операцию мы производили под собственные 178 и 190 см) руль, педали, рычаг коробки передач оказываются именно там, где их и ожидаешь найти. И это несмотря на то, что положение рулевой колонки здесь изменить нельзя. «Баранка» не просто удачна по геометрическим параметрам, открывая на обозрение всю приборную панель, - его трехспицевую конструкцию можно назвать мечтой активного водителя, потому что в критических ситуациях она не препятствует скоростному рулению.

Что касается приборной панели, то многим ее черно-белая гамма покажется примитивной; в действительности, это ощущение создает отсутствие тахометра. Зато читаемость оставшихся трех указателей, четко оцифрованных и не перегруженных мелкими шкалами, можно смело приводить в пример и заносить в анналы автомобилестроения в раздел «как надо». Ряд элементов, вроде расположенной слева от руля ручки управления головным светом или подпружиненных поручней наверху, сразу выдает в «Вектре» творение немецкой инженерной школы. Хотя есть и несвойственные этой повсеместно уважаемой школе промахи. В первую очередь, речь идет о бестолковом и, как кажется, наобум слепленном блоке управления вентиляцией, да и расстояние между передними сиденьями стоило сделать побольше. Однако повторимся: плюсов все равно куда больше, чем минусов. Например, к взаимному размещению ручек и поручней на внутренней стороне дверей невозможно предъявить никаких претензий, а две полки-контейнера - одна в центральной консоли, другая над перчаточным ящиком - вкупе с последним вместят любую полезную или бесполезную в дороге мелочь.

Неожиданным и приятным сюрпризом оказался простор, с которым автомобиль встречает задних пассажиров, в первую очередь это касается пространства в области ног. Даже сидя за высокими людьми они не почувствуют особой стесненности. И что особенно важно - такой уровень комфорта достигнут отнюдь не за счет вертикальной постановки спинки заднего дивана. Кстати, пара подголовников служит явным признаком того, что удобнее всего здесь будет двоим седокам; трехместный вариант сгодится только для внутригородских поездок. Спинка сиденья, как и обещано комплектацией машины, выполнена складывающейся, как в неравной пропорции (1:3 или 2:3), так и целиком, что снимает многие вопросы, связанные с перевозкой предметов «нестандартной размерности». Но, естественно, практичности хэтчбека, а Vectra выпускался и с таким кузовом, здесь нет и в помине. В активе багажного отсека - оптимальная форма проема, в пассив же мы отнесли сильно выступающие колесные арки и крышку багажника, любой контакт с которой в грязное время года непременно приведет к потере «стерильности» ладоней.

В движении.
Семьдесят пять лошадиных сил для однотонного автомобиля - весьма скромный показатель, но Vectra и не претендует на какую-либо спортивность. 1.6-литровый двигатель обладает хорошим запасом крутящего момента на низах, поэтому трогаться с места - одно удовольствие, да и ранние переключения на повышенные передачи мотор прощает. Однако раскручивается он довольно-таки вяло, наибольшую резвость проявляя при выходе на высокие обороты. Свой вклад в далекую от блестящей динамику вносит и коробка с «растянутыми» передаточными числами; с другой стороны, это придется по вкусу ценителям комфортабельной езды - ведь поминутно орудовать рычагом КПП нет особой необходимости, а в распоряжение остающейся без дела левой ноги предоставлена удобная площадка. Несколько слов о работе самой коробки передач: переключения «вверх» происходят четко, а при включении пониженных передач порой приходится прилагать определенные усилия.Приводы всех педалей без исключения достаточно информативны, замечание есть только в адрес большого свободного хода педали тормоза, однако общее хорошее впечатление от работы тормозной системы это ничуть не портит - дело привычки.

Благодаря хорошей обзорности с места водителя (ее ограничивают только задние подголовники, но наличие этих важных средств пассивной безопасности необходимо принимать как должное) маневрирование в транспортном потоке существенно упрощается. Рулевое управление идеально приспособлено для штатных режимов движения: гидроусилитель обеспечивает отличное реактивное усилие практически во всем диапазоне углов поворота руля, за исключением разве что самых малых. В скоростных поворотах Vectra демонстрирует ожидаемую недостаточную поворачиваемость, причем - что самое важное - даже при начавшемся сносе передней оси машина остается управляемой, и простыми корректирующими действиями ее легко вернуть на «путь истинный». Более агрессивная езда выявляет другие особенности управляемости - это и недостаточная производительность работы насоса гидроусилителя, приводящая к «закусыванию» руля при его резких поворотах на большие углы, и смазанные порой реакции машины на действия водителя. Кроме того, в поворотах Vectra слабо кренится, предпочитая рано уходить в скольжение, - правда, в этом нужно винить не столько конструкцию автомобиля, сколько характеристики шин. Но как часто нам приходится так рискованно ездить?

Подвеска успешно борется с трещинами, ямками и ямами, и в то же время болезненно реагирует на выпуклые неровности. На стыках и нашлепках кузов изрядно подбрасывает, причем толчки и удары передаются на руль. В целом же плавность хода машины можно оценить как очень хорошую, особенно на фоне немецких одноклассников того же временного периода.А вот вибро- и шумоизоляция автомобиля скорее посредственны. В салоне постоянно присутствует звук двигателя, а на средних и высоких скоростях - еще и шум покрышек, и шум набегающего потока воздуха. Про чувствительный к состоянию дорожного покрытия руль мы уже говорили.

Резюме.
Поскольку в этом году «Вектре» стукнуло уже двенадцать лет, - возраст почтенный - его будет проще оценивать не в «абсолюте», а в сравнении с извечными соперниками, Audi 80 и Volkswagen Passat III. У Audi - самый напористый дизайн и лучшая управляемость в предельных режимах, но у него и самая жесткая подвеска, а также неудобные задние сиденья и багажник. Passat - наиболее вместительный, но его дизайн вызывает больше всего дискуссий. Vectra - самый спокойный автомобиль, как по стилю, так и по темпераменту, и из всей троицы выделяется наилучшей плавностью хода. Кроме того, с 75-сильным двигателем он волей-неволей становится спокойным и неторопливым. Но и в этом есть свои положительные моменты: во-первых, подержанные машины в данной комплектации отличаются наименьшим износом, во-вторых, расход топлива у них меньше. Наконец, в системе ценностей многих автовладельцев динамические параметры занимают по важности вовсе не первое место. Так что выбор - за вами.


Читайте также

Opel Corsa: Не стесняясь в выражениях

Солидный седоватый господин очень заинтересовался ярко-алой машинкой. Обошел вокруг, улыбнулся, заглянул в салон. Коллега иронично заметил: «Наверное, присматривает подарок внучке». ...


Занимаемся физикой в школе вождения Porsche

Визжит резина, орет мотор, машина сотрясается от переключений передач, пот застит глаза, несмотря на климат-контроль, руки предательски влажнеют и дрожат от избытка адреналина. Я – в школе Porsche на трассе "Нижегородское кольцо", пытаюсь ехать еще быстрее и не превратиться в Золотую рыбку…


Opel Astra: четыре двери в Европу

Тест-драйв автомобиля: Opel Astra 1.4 Turbo


Mazda CX-9: второй шанс для настырной японки

Это действительно большая машина. Именно такими словами хочется начать материал о вернувшейся в Россию Mazda CX-9. Самая крупная модель в линейке японского производителя предназначена для тех, кто считает относительно новый кроссовер CX-5 маленьким, а снятую с производства CX-7 купить не успел.