Тест-драйв Land Rover Defender: он улетел, но обещал вернуться

Нынешний год станет последним для Land Rover Defender (в переводе – "Защитник"): легендарный, но безнадежно устаревший внедорожник снимут с конвейера в декабре. Однако Россию Defender покидает уже сейчас.  АвтоВести в последний раз поездили на ветеране и заодно представили, каким может стать наследник знаменитого вездехода, история которого насчитывает уже 67 лет!  

 …Ночь. Поле. Заправка. За окном – минус 20 с ветром. Леденеющими пальцами пытаюсь открыть наглухо примерзший замок, чтобы отвинтить пробку топливного бака трехдверного Land Rover Defender 90. Пробка эта до сих пор живет на улице, открытая всем ветрам, грязям и морозам. Историческое наследие, классическая конструкция и все такое... Чуть это "наследие" после мойки в мороз проглядел – и все, примерз замочек. Хочется верить, что на новом Defender, который обещан в 2016 году, пробку наконец-то уберут под лючок.

Пока же без размораживателя или силиконовой смазки для замков на каждой заправке владельцу обеспечены танцы с бубнами. А заправляться придется часто, у трехдверного "Дефендера" в бак влезает всего 60 л (у пятидверки и пикапа – 75 л), на дальняк особо не разбежишься. Современному наследнику "Дефендера" точно нужен бак побольше, а расход топлива – поменьше. На магистрали, при скорости 90-100 км/час по спидометру, расход по баку у меня вышел в 11,2 л/100 км. Стоило начать "топить" чуть резвее (110-120 км/час), как аппетит поднялся до 12,7 л /100 км, а после штурма заснеженных полей – до 15 л/100 км. 

Понятно, что после обкатки нового автомобиля расход понизится, но явно ненамного. Ведь дизелю круглый год приходится крутить два моста (у Defender – постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала), плюс увесистые стальные колеса с "зубастыми" покрышками Goodyear Wrangler MT/R размерностью 235/85R16 тоже здорово упираются на ходу. Инерционного наката у машины почти нет – даже под уклон внедорожник приходится погонять газом. Тормозит и квадратный кузов. И хотя он склепан из алюминиевых листов (из стали выполнены капот и двери), короткобазный трехдверный "Дэф", набитый опциями, все равно весит немалые 1,98 т в снаряженном виде – в том числе из-за тяжелого рамного шасси с неразрезными мостами спереди и сзади.

Но кондовая рамная конструкция времен динозавров как раз и дает на бездорожье это приятное чувство прочности конструкции. У кузова обтекаемость английской телефонной будки? Зато как выглядит! Утром идешь к "Дефендеру", остановишься перед ним для ритуальной "минутки любования", а дальше все, как у сатирика Михаила Задорнова – удовольствие пополам с матом: "Ну, красив, красив же, …!" Брутальная, суровая, но гармоничная железка родом из времен прямолинейного минимализма, когда в дизайне внедорожников не было ничего лишнего. Сейчас таких почти не делают. И как бы в новом Defender все это не "зализали". 

Однако эргономику салона реально пора менять, не век же так ездить! Даже залезть за руль – и то непросто, ведь от земли до пола кузова – 62 см, а до подушки сиденья – около 1 метра. Сам салон, узкий, как тюремный карцер, тоже давно стал притчей во языцех. Сбоку поджимает дверь (захлопывать ее надо от души, иначе останется полуоткрытой), левую ногу в дальней дороге не вытянешь – не даст смещенный влево педальный узел, из-за которого площадка для отдыха ноги отсутствует, как явление. "Ручник" стоит низко, надо тянуться. А регулировка сиденья водителя по длине куцая: хоть до упора назад отодвинься – ноги все равно колесом. Из-за высокого роста колени упираются в руль? Придется терпеть: большая "баранка" по углу наклона не регулируется, сиденье водителя по высоте – тоже. Неудобно? А в Солихалле и обещали, что будет легко.

В спартанском интерьере, разработанном в лендроверовском инквизиционном… ой, простите, инженерном отделе, вообще все подчинено двум принципам: "ничего, потерпишь" и "захочешь – привыкнешь". Вот и я, кажется, привык. Потому что Land Rover Defender тестирую уже пятый раз за свою журналистскую карьеру. И даром это не прошло: я определенно искривился, деформировался под этот угловатый кусок старой Британии. Не можешь исправить пространство? Прими его форму! 

Стоило сесть за руль, как левая рука инстинктивно прижалась к туловищу, чтобы при рулении не высадить стекло локтем. Но если раньше левая рука от такой езды болела, то теперь – нет, привыкла! Ноги сами собой изогнулись под высокий и "кривой" педальный узел, но в правой голени и колене больше не болят связки, о существовании которых я узнал только тогда, когда сел за этот руль в первый раз. Тоже привыкли! Теперь понимаю, как владельцы Defender умудряются ездить в долгие поездки и внедорожные экспедиции. И с каждой поездкой уважаю этих стоических людей еще больше. С удобной посадкой каждый ездить сможет, а попробуйте вот на этой "табуретке" разом отмахать без отдыха километров 700, при условии, что спина отваливается уже через 300. Терпи, солдат, генералом будешь!

Но терпеть приходится не только водителю: Defender неустанно проверяет на прочность и пассажиров. Главное веселье – на "галерке", где задние сиденья, по лендроверовской традиции, стоят амфитеатром, то есть выше передних. Но в театре-то это хорошо. А в Defender из-за такой посадки почти ничего не видно, хочешь посмотреть в окна – нагибайся, как в маршрутке. И если театр начинается с фойе и вешалки, то амфитеатр трехдверного "Дефендера" - с черного хода, потому что на задний ряд можно пролезть только через узкую багажную дверь! 

Только после того, как все седоки, наконец, угнездились, не спешите сразу расстегивать куртки. Второй печки или хотя бы подвода теплого воздуха на задний ряд нет. А в холода дизельный мотор британского вездехода напрочь отказывается разогреваться на малых нагрузках и холостых оборотах. На трассе и бездорожье нагрев идет быстрее, в салоне теплеет. Но стоит упереться в вялотекущий трафик или сбавить ход, как стрелка температуры антифриза двигателя падает буквально на глазах. В дни теста морозило за 20 градусов, так что из свитера я не вылезал даже за рулем: у Defender интерьер там и сям отсвечивает голым алюминием, стеклянный люк в крыше ничем не прикрыт, так что салон остывает моментально.

Так что новому Defender для зимы жизненно нужен хотя бы автоматический догреватель антифриза дизеля, чтобы не околевать в пробках и на малом ходу. Еще для фильтра тонкой очистки топлива крайне необходим подогрев, которого сейчас нет! У меня фильтр после ночевок на морозе перемерзал дважды: мотор заводился, но дымил, на панели загорался Check engine и выше 2000 об/мин под нагрузкой ехать отказывался, начиная "задыхаться" и упираться. Хорошо хоть потом фильтр отогревался от тепла движка и тяга восстанавливалась. Самое забавное, что почти во всех комплектациях, продаваемых в России Land Rover предпусковые подогреватели двигателя и салона есть. Но именно для Defender ничего подобного нет ни в опциях, ни в списке дополнительных аксессуаров! И пока владельцы "Дефендера" выкручиваются сами: кутаются теплее, закрывают решетку радиатора, уменьшая теплоотдачу мотора и ставят автономные отопители салона. 

Езда на Defender – тоже отдельная тема. Хотя это не езда, а скорее работа, как на тренажере! На педалях и короткоходной кулисе рычага 6-ступенчатой МКПП – грузовые усилия. Причем сцепление ватное, а у тугих тормозов, по ощущениям, есть только положения "включено" и "выключено". Попутно надо приноравливаться переключать передачи без ударов и клацанья в трансмиссии. Подстраиваться к задемпфированной педали газа и запоздалыми реакциями на нее. Привыкать не жать на тормоз вместо сцепления (педали смещены влево, не забываем), а ударяя по тормозам, не задевать акселератор (педали сближены, не забываем). Привыкать к узким дворникам лобового стекла и его еле "писающему" зимой омывателю. Привыкать, что кнопка клаксона на торце переключателя поворотников, а на леворульной машине ручка открывания замка капота стоит… догадайтесь сами, где.

Зато у лобового стекла есть электрообогрев всей поверхности. И подогрев сидений накаляется быстро. Боковые зеркала мелкие и настраиваются только руками? Зато их не страшно в лесу сложить об дерево. Запаска на двери изрядно перекрывает обзор назад и мешает подлезть к дверной ручке? Так раньше она вообще висела на капоте и маячила перед глазами постоянно! Так что сейчас ее кусок в заднем стекле – это не страшно, "Дефендера" при перестроении и так уважительно пропускают, бодаться с этим железным кирпичом – себе дороже. А при разворотах, скажем, в лесу лучше упереться в дерево запаской, чем дверью. 

Хотя габариты прямоугольного кузова как раз чувствуются хорошо, особенно спереди. А это ох как пригодится при маневрах в стесненных условиях! Потому что даже у короткой тестовой трехдверки радиус разворота равен 6,7 м (у 5-дверного варианта на той же резине 235/85 R16 это уже 7,2 м). Чтобы вы поняли масштаб бедствия, приведу всего одну цифру для сравнения: радиус разворота грузовой длиннобазной (!) "ГАЗель Next" – всего 6,5 метров. Создатели нового поколения Defender, вы все записываете, я надеюсь?

Неспешная динамика английского внедорожника тоже похожа на "грузовую". Фордовский 2,2-литровый дизель Duratorq, оснащенный турбиной с переменной геометрией, развивает 122 л.с. и 360 Нм крутящего момента. Мотор довольно тихий и хорошо приглушен звукоизоляцией. А попутно – здорово придушен под экологию, так что трехдверный Defender пыхтит до 100 км/час за натужные 15,8 секунды (пятидверка – за 17,0 сек!), а максималка составляет 145 км/час. При разгонах с места добавляет неудобств и большой перепад передаточных чисел между первыми двумя ступенями. Первая – сверхкороткая (ее передаточное число равно 5,44), а с более длинной второй (2,84) внедорожник стартует неохотно. 

Хотя какие "гонялки" за рулем такого автомобиля? Прямую на трассе держит? Рулится более-менее внятно? Тормозит-поворачивает? И слава Богу! Из-за короткой базы и жесткой подвески на выбоинах машину козлит и переставляет, а стоит резко затормозить или перестроиться, как машину начинает изрядно мотать по трассе. Но если все прежние десятилетия истории Defender ловить его приходилось только водителю, то теперь ему помогает система стабилизации: ее начали ставить только с июля 2014 года – так сказать, на прощание. Долго же британцы с ней собирались… 

Зато еще в 2007 году они поставили на внедорожник электронную противобуксовочную систему ЕТС, имитирующую межколесные блокировки. Правда, полностью отключить ее можно, только вынув предохранитель. Работает она жестко и шумно, но эффективно, и после установки этой системы Defender перестал бояться диагональных вывешиваний любой степени "раскоряченности", а колеса больше не "ленятся" при буксовании, так что по бездорожью он стал переть еще увереннее. 

…Наконец-то съехав с накатанных дорог, я включаю в раздатке пониженный ряд с "ломовым" передаточным числом 3,2 (для сравнения, в UAZ Patriot – 2,5), блокирую рычагом межосевой дифференциал – и двигаю в утонувшие под снегом поля прямиком через овражек. В прошлом году здесь у меня останавливался Patriot, беспомощно крутя колесами по диагонали, но английский "УАЗик" берет эту преграду играючи. Когда колеса повисают в воздухе из-за диагонального вывешивания, система ЕТС "прикусывает" их, перебрасывая тягу на другие шины – и Defender переезжает ров не останавливаясь, лишь слегка подергиваясь и деловито хрустя тормозами.

В глубоком снегу Defender, благодаря ЕТС, тоже "гребет" всеми колесами. Снег уже до бампера (а до него от земли – минимум 55 см), но я пашу снежную целину сначала на второй пониженной, потом на третьей, затем наглею до четвертой… И тяги хватает, надо только не стесняться придавить длинноходный акселератор. Свой эффект дают и высокая посадка кузова со здоровенными "зубастыми" колесами. На льду они ожидаемо беспомощны (хорошо хоть система стабилизации теперь подстраховывает), но снежные переметы Defender копает этими "фрезами" на ура. И вставал он, только когда на малом ходу нагребал перед собой сугроб выше бампера или попадал на участок с твердой коркой сверху и сухим снежным "песком" под ней. Кстати, чтобы не терять на бездорожье передний госномер, его лучше сразу прикрутить намертво: бампер-то железный, просверлить не страшно.

Застрять тоже не страшно. Лопату в руки, откопать снег перед машиной и колесами, потом подрыть под мостами – и через пять минут "Дефендер" на свободе. Причем первой передачей я пользовался мало: на пониженном ряду она слишком "медленная" для ситуации, когда надо идти ходом и чтобы колеса активно крутились, прокапывая себе путь. Зато первая пониженная идеальна, если надо ползти внатяг и с минимальной пробуксовкой, например, в глубоком снегу. Врубил первую, отпустил газ – и внедорожник уверенно топчет колею на холостых оборотах. И автоматика сама чуть добавляет газу, чтобы дизель не заглох. Можно вообще выйти на ходу из машины на разведку и идти чуть впереди, пока Defender ползет следом со скоростью улитки… 

Перечитал все вышенаписанное, и про себя улыбнулся. Вроде и раскритиковал машину в пух и прах, а расставаться после теста не хотелось. Land Rover Defender – действительно уникальный аппарат. Тесный, жесткий и изматывающий на ходу, не любящий своих седоков и презрительно отвергающий нормы комфорта и безопасности. И все равно нравится, все равно покупают! Легенда, харизма, честная конструкция, проходимость и все такое… Но одного этого мало, в отношениях "Дефендера" и его владельца определенно явно есть еще что-то, иррациональное и даже, извините, мазохисткое. Так ради чего еще терпеть в пути все эти неудобства посадки и эргономики?

Как уже давно сказали братья Стругацкие, "где интересно, там нет асфальта". А живущий под окном Defender – это шило в пятой точке владельца, постоянно зовущее поехать и найти это самое "интересно". Машина-провокатор, гарант нескучных выходных и отпусков. И с асфальта на "британце" спрыгиваешь без опасений и колебаний – он же высокий, кругом железный, отрывать, кроме брызговиков, нечего, можно смело лезть напролом! А остальное – мелочи жизни.

Именно поэтому за рулем тех 338 "Дефендеров", проданных за 2014 год в России, вы не увидите случайных людей. Каждый Defender покупается осознанно и добровольно. Пусть и не совсем в здравом уме, ведь самая дешевая 3-дверка стоит от 1 929 000 рублей (5-дверный вариант – от 2 033 000 рублей), а тестовый короткобазник в версии Union Flag – от 2 266 000 рублей (5-дверный еще на 103 000 рублей дороже)! Чтобы отвалить такие деньги, надо действительно быть чуточку безумным, одержимым этой машиной и идеологией офф-роуда. Потому что брутальный Defender – это не только стиль жизни. Это еще и образ мышления. Но сохранит ли новый "Дефендер" эту же философию? Ответ на этот вопрос – одна из главных интриг автоиндустрии ближайшего года!

Каким будет новый Land Rover Defender?

Старый Defender, считай, улетел, но обещал вернуться. Только в каком виде?! Вразумительных подробностей по этому поводу нет до сих пор. Но уже понятно, что новое поколение знаменитого "Защитника" сделают комфортнее, экономичнее и, главное, безопаснее. Без этого не увеличишь мировые продажи новой модели до планируемых в компании 60 000-80 000 в год (пока в 2013 году они составили всего 17 146 "Дефендеров" текущего поколения, а в прошлом году – 17 781 штуку). И без этого не вернешься на лакомый рынок США: оттуда Defender выперли еще в 1997 году за несоответствие новым местным нормам безопасности, требовавшим фронтальных подушек безопасности (их у "британца" нет до сих пор). 

Даже окончательный облик грядущей новинки – загадка. В 2011 году Land Rover представил концепт-кары DC 100 и DC100 Sport, назвав их прообразами нового Defender. Но внедорожная общественность от увиденного погрустнела, и в компании эти настроения явно уловили. И в апреле 2014 года главный дизайнер компании Land Rover Джерри МакГоверн фактически призвал забыть прежние концепты и дал понять, что новый вездеход буду строить по старым канонам и с упором на надежность. При этом, по словам МакГоверна, у нового Defender будет несколько уровней оснащения и отделки. То есть покупатель сможет выбрать как машину попроще, так и побогаче.

Также МакГоверн не преминул еще больше подогреть интригу, заявив в СМИ, что грядущий Defender станет самым "способным" внедорожником в истории Land Rover. Но за счет чего? Тут остается только гадать, с оглядкой на то, как сделаны другие модели компании. По этой логике, новому "Дефендеру" явно сохранят кузов с высокой посадкой и предельно короткими свесами, но для экономии топлива сделают его более обтекаемым. Попутно еще больше облегчат машину за счет расширенного применения легких сплавов и возможного перехода на несущий алюминиевый кузов. И уж точно не исключен отказа от неразрезных мостов в пользу перехода на независимую подвеску всех колес.

Регулируемая независимая подвеска поможет улучшить комфорт и управляемость, а заодно позволит увеличить дорожный просвет. Сейчас минимальный клиренс у Defender равен 250 мм под картерами мостов. На этом фоне флагманский Range Rover за счет пневмоподвески может привстать почти до 300 мм и легко преодолевает брод глубиной аж в 900 мм (правда, неясно, зачем ему это нужно). Нынешний же Defender может без подготовки "нырнуть" всего на 500 мм. 

Кроме того, на новом вездеходе наверняка сохранят пониженный ряд, а вот управление вспомогательной электроникой в дорогих версиях, скорее всего, возложат на фирменную многорежимную систему Terrain Response. И попутно могут навесить на машину радары-глубиномеры, как у нового Range Rover Sport, либо "прозрачный" капот.

Касательно силовых агрегатов издание Autocar ранее сообщало, со ссылкой на свои источники, что следующее поколение Defender получит 4-цилиндровые бензиновые и дизельные моторы новейшего семейства Ingenium, двигатели V6, а также автомат с 8 или даже 9 ступенями! А вот сохранится ли механическая КПП – пока неясно, остается ждать новых подробностей. А ждать явно немало: по сообщениям британских СМИ, новый Defender планируют показать в конце этого года, а поставить на конвейер - только летом 2016 года. 

P.S. Ну, а что же старый Defender? И впрямь уходит окончательно и бесповоротно? Похоже, что нет, ведь спрос-то на машину до сих пор есть! И в Land Rover не скрывают, что изучают возможность возобновления мелкосерийного выпуска внедорожника, но уже за пределами Англии. И с производственными площадками явно не заржавеет. Приютить британского ветерана вполне может индийская Tata Motors, владеющая компанией Land Rover. И в Китай путь открыт: с 2014 года там заработало совместное предприятие Land Rover и Chery, где "клепают" кроссовер Evoque для китайского рынка. Почему бы и не прижиться на чужбине? Желающие купить "Дефендера" найдутся и в Индии, и в Китае. Да и для экспорта хватает стран с менее строгими, чем в Европе и США, нормами по экологии и безопасности. Но Россия, увы, вряд ли попадет в этот "экспортный" список: маловероятно, что Land Rover возобновит поставки старого Defender в нашу страну с учетом того, что он уже официально не продается в Евросоюзе. Похоже, все-таки придется прощаться и ждать наследника...   

Технические характеристики (данные производителя):

Название автомобиля
Land Rover Defender 90
Габаритные размеры
Длина, ширина, высота, мм 3880х1790х2182
Колесная база, мм 2360
Дорожный просвет, мм 250
Колея передняя, мм 1486
Колея задняя, мм 1486
Радиус поворота по шинам, м 6,7
Объем багажника, л 590
Двигатель
Тип двигателя 4-цилиндровый турбодизель
Максимальная мощность, л.с. 122 при 3500 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм 360 при 2000 об/мин
Объем двигателя, см3 2198
Степень сжатия 15,64:1
Диаметр цилиндра, мм  86
Ход поршня, мм  94,6
Масса
Снаряженная масса MT/AMT, кг 1882-1980
Грузоподъемность MT/AMT, кг н/д
Трансмиссия
Тип привода Постоянный полный, с пониженным рядом 
и блокировкой межосевого дифференциала
КПП 6-МКПП
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 145
Разгон 0-100 км/ч, с 15,8
Потребление топлива
Городской цикл, л/100км 11,5
Загородный цикл, л/100км 9
Смешанный цикл, л/100км 10
Тип топлива Дизельное
Объем топливного бака, л 60

 

 


Читайте также

Opel Tigra: СОВСЕМ НЕ ХИЩНАЯ "TIGRA"

Умные головы из Копенгагенского института футурологии (есть такой - солидное и уважаемое, между прочим, учреждение) утверждают, что в скором будущем практические и прагматичные свойства товара станут гораздо менее значимыми, чем сегодня. На ...


Тест-драйв Chevrolet Corvette Stingray: тронуть ската и уцелеть

Stingray переводится как "скат-хвостокол". Механический "скат", как выяснилось, плавает шустро, неожиданно легко преодолевает "рифы" - и на редкость голосист для рыбы. Но порой путает передачи - плюс у этой недешевой рыбы нет пары органов, имеющихся порой даже у бюджетной "плотвы".


Opel Meriva: Машина для пассажиров с галерки.

При современном уровне конкуренции в автомобилестроении производителям приходится выдумывать что-то новое, когда, кажется, все уже существует. Opel решил сделать из маленькой дамской Corsa настоящий минивэн. Получилась, надо заметить, довол ...


Новая Toyota Camry: японский капкан для чиновника

Toyota Camry сверхпопулярная машина среднего ценового уровня. Ее секрет незамысловат, как и ее внешность - "много машины, мало денег". Новое поколение учло недостатки старой версии и обещает быть еще более интересным. Авто.Вести.Ru опробовали новинку в действии.