Кошачий вальс: танцы на льду за рулем полноприводных Jaguar

Британская чопорность - это не про Jaguar: эти котяры очень любят резвиться на снегу и льду, особенно когда в этом помогает полный привод. Мы поучаствовали в веселье, а заодно выяснили, чем российские покупатели повергли в шок инженеров Land Rover и почему Jaguar XF пахнет дыней после аварии.

- Тянем, тянем, тяянем! Все, не успел… - Коллега перебарщивает со скоростью перед очередной шпилькой, и наш Jaguar XF боком влетает в высокий снежный бруствер. Сильный удар, машину на мгновение обволакивает поднятая массивным кузовом снежная взвесь, а по салону разливается… запах дыни. Что это - сотрясение мозга, фантомные запахи? Но оказывается, от удара плеснуло омывайкой из бачка - а во все проданные в России машины изначально заправляется именно такая, дынная.

На эти брустверы организаторы особо не рассчитывали, поскольку изначально нас планировали выпустить на просторы замерзшего озера. Но местное отделение МЧС добро не дало – в Апатитах, что в Мурманской области, мороз крепкий, но толщину льда спасатели сочли недостаточной. Поэтому на растерзание была отдана взлетная полоса старого военного аэродрома: на одной половине, расчищенной и заставленной конусами, – резвятся полноприводные коты Jaguar XF и XJ, а на другой семейство Range Rover показывает свои внедорожные способности.

Внедорожная программа, честно признаться, особых впечатлений не оставила: трасса была подготовлена под возможности автомобилей, а плыть на огромном "Рейндже" по заранее проложенной колее – немногим интереснее, чем два часа слушать рассказы о целебных свойствах барсучьего жира. Особенно после инструкторского "не рули, он сам по колее идет". Впрочем, оно и понятно – Range Rover за девять миллионов обволакивает таким комфортом, что ты практически забываешь о наличии под колесами дороги. Повеслее было разве что за рулем маленького и легкого Evoque, у которого из внедорожного арсенала – всего-то муфта Haldex в приводе задних колес. На спецучасток с особо глубокой колеей его вообще не пускали – не дорос дорожным просветом. Зато по неглубокой снежной целине носится весело, особенно если не жалеть газу. Нагламуренность, свойственная внешности, отступает на задний план – оказывается, и "Эвоку" не чужды простые веселые забавы. Рычит, прыгает по сугробам, резвится, а появись угроза закопаться – педали в пол оказывается достаточно, чтобы не ждать приезда технички.

Впрочем, пара фактов с "как бы внедорожного" участка в голове осталась: во-первых, режим "Песок" интеллектуальной системы Terrain Response отлично подходит для движения по рыхлому снегу. Во-вторых, использовать этот же режим для резких асфальтовых стартов со светофора якобы не додумался еще никто кроме русских водителей (по словам инструктора, британские инженеры были от этой информации в глубоком шоке).

А вот на противоположной стороне аэродрома было куда интереснее – там нас ждал отряд полноприводных XF и XJ, на которых безнаказанно можно было носиться в управляемом заносе, крушить сугробы и пугать инструкторов. Причем все это – в формате обучения.

Первое упражнение – разгон и резкое торможение. Газ в пол, и котяра, осознав, что под задницей у него довольно скользко, тут же подключает к процессу передние лапы. Сцепление моментально возвращается, и XF устремляется вперед как по сухому.

Звучит команда инструктора, мы бьем по тормозам - и со 140 км/ч XF начинает резко замедляться. АБС долбит по педали тормоза, система стабилизации подравнивает хвост. Казалось бы, наше дело телячье – вдавил тормоз в пол, смиренно смотришь на неумолимо приближающийся снежный бруствер и надеешься, что электроника сумеет решить все проблемы. Электроника решает - хотя и водитель тоже может выгадать пару-тройку метров. При очень сильном биении АБС педалью тормоза можно поигрывать в самом конце хода, вылавливая грань срабатывания системы, – так колеса будут более эффективно цепляться за покрытие.

Насколько принципиальной может оказаться эта пара-тройка выгаданных при торможении метров, легко можно было оценить на следующем упражнении. Несколько автомобилей выстраиваются в ряд на стартовой прямой. Среди них назначается один "лидер", который стартует на корпус впереди. Вся группа начинает движение за лидером, соблюдая дистанцию и держась каждый в своей отдельной полосе. Водитель-лидер в произвольный момент резко нажимает на педаль тормоза, и задача остальных – этот момент не прозевать и оттормозиться, избежав условного столкновения. Вовремя среагировать получалось не у всех и не с первого раза. Забавнее всего, разумеется, было самому играть роль вожака: бьешь по тормозам - и смотришь, как мимо тебя проплывают сконфуженно улыбающиеся лица коллег.

Наконец, настал черед упражнения, которого все так ждали, – прохождение змейки в заносе. Трасса – во всю ширину взлетной полосы, от бруствера до бруствера. Небольшой разгонный прямик, шпилька, снова прямик, снова шпилька и так далее. Действия следующие: управляющую электронику – в режим Track, газ – в пол, взгляд – сделать хищным. Да, предварительно еще нужно полностью отключить систему стабилизации (на "Ягуарах" для этого нужно удерживать кнопку 10 секунд).

Суть упражнения проста – сначала нужно создать себе проблему. Даже с приводом на все колеса сделать это легко – характер-то у машины остался заднеприводным. На входе в шпильку грубо топаем по педали газа, и XF, получив ускоряющий импульс от оборотистого трехлитрового V6, тут же закидывает заднюю ось. Пытаться проделать все это даже с частично включенной системой стабилизации бесполезно: электроника, приняв вас за сумасшедшего, начнет панически душить мотор и зажимать тормозные колодки - в итоге автомобиль в лучшем случае плывет мордой наружу – словом, никакого веселья.

А вот спущенный с электронного ошейника автомобиль встанет боком быстрее, чем вы успеете сказать "полярная ночь": одно мгновение - и холодная красота Севера начинает проплывать в лобовом стекле справа налево. Левая фара огибает своим взглядом ярко-оранжевый конус, который оказывается в нескольких сантиметрах от бампера - и вот шпилька уже позади. В этот момент настает пора решать созданную проблему: колеса прямо и начинаем аккуратно, но уверенно работать газом, позволяя муфте оттягивать момент с задней оси на передок. Тут-то и понимаешь, насколько важно "подружить" руки и ноги: работа рулевым колесом и педалью газа должна проходить максимально слаженно. Зазевался на руле – и через пару мгновений машина встанет задом к следующему повороту. С газом нужно работать особенно четко: пожалел газу перед поворотом – и после короткого сеанса недостаточной поворачиваемости будешь есть снег из внешнего бруствера. "Залипнешь" на педали, продлив исходный импульс, – снова встанешь боком. Если же успеваешь четко выполнить алгоритм "удар по газу – руль – работа газом", выставить колеса прямо и нацелить автомобиль на следующий поворот, то все выходит очень красиво: Jaguar, крайне предсказуемо поплужив в сторону всеми четырьмя колесами, стабилизируется и устремляется к следующей шпильке. При этом стоит отметить, что на флагманском XJ скользить чуть легче: за счет длинной колесной базы он более стабилен в заносе и не так остро реагирует на ошибки в работе с газом. Да и выглядит дрифтующий XJ куда эпичнее.

Хотя эпоса хватало и без лишних сантиметров длиннобазного флагмана. Тьма, стремительно накрывающая Заполярье, стала свидетелем полного буйства – с десяток "Ягуаров" стоимостью за три миллиона в хаотичном порядке носились боком взад-вперед по взлетной полосе заброшенного аэродрома, периодически с восторгом нанизываясь на сугробы. Даже "буханка", на которой приехали организаторы, поддалась всеобщему веселью и эффектно давала угла, распугивая фотографов и инструкторов. Которые под конец мероприятия уже даже перестали выставлять конусы – все равно мы их тут же снова сбивали и носились боком невпопад.

Не менее интересным занятием оказался и ритмический занос. По сути это имитация череды хлыстовых заносов - типичной и очень неприятной ситуации, в которую на скользкой дороге может попасть любой автолюбитель. Всевидящий Youtube красноречиво подтверждает, что эта череда, как правило, заканчивается на третьей перекладке - и заканчивается порой очень печально. Однако при должной сноровке контролировать это действо вполне возможно. Если в предыдущем упражнении залогом успеха было взаимопонимание рук и ног водителя, то здесь главное – взаимопонимание водителя целиком и автомобиля. Стоит один раз поймать, прочувствовать тот момент, в который пора начинать активно крутить рулем на опережение, (когда автомобиль вот-вот переставится на другой борт), - и ты тут же прочно входишь в ритм, начинаешь работать с машиной крепко слетанной парой, двигаясь строго по прямой и красиво помахивая хвостом.

Конечно, за два дня в совершенстве освоить все основы зимнего вождения очень сложно - необходима долгая и осознанная практика. Но пары дней хватило, чтобы понять: полный привод добавляет XF стабильности, не отнимая азарта. Плотная компоновка салона в зоне водительского кресла, острый руль и отзывчивый 3-литровый V6 - комбинация, которая позволит получить массу удовольствия, даже если вы пересекли Полярный круг, а температура упала намного ниже нуля.

Помимо обширной галереи, о происходящем в Хибинах даст максимально полное представление вот это видео:

 


Читайте также

Opel Zafira: Минивэн для эгоиста

Семейный минивэн, говорите? Ну-ну. Поездив за рулем Zafira OPC, я понял, что не каждый ребенок, не каждая жена, а уж тем более не каждая теща согласятся на такое путешествие. Opel играет по-взрослому. Компания обретает свое собственное лиц ...


Opel Vectra: «Неопознанный Летающий Опель».

Самой мощной «Вектре» подошел бы больше индекс не GTS, а НЛО – «Неопознанный Летающий Опель». Те, кто уступал этой машине на автомагистрали левый ряд, могли и не успеть разглядеть, кто их обошел. Честно говорю гаишникам: «Машина тестовая, ...


Обновленная Mazda CX-7: разбираем изменения по полочкам

Японский бестселлер от "Мазды" получил долгожданное обновление. На первый взгляд внешних изменений немного - свежая внешность в стиле "трешки" и "шестерки" и все. На самом же деле, самое интересное сокрыто внутри.


Другой

Тест-драйв автомобиля: Opel Insignia 2.8 V6 Turbo 4x4